Агентский договор 44 ФЗ

Агентский договор по 44 и 223 ФЗ

Агентский договор по 44 ФЗ

Агентский договор по 44 ФЗ заключается на условиях проведения тендеров бюджетной организацией, выступающей в данном случае в роли государственного заказчика. При этом следует учитывать, что если речь идет о медицинских организациях, то вознаграждение агенту не может выплачиваться из бюджетных средств, рассчитанных на оказание медицинских услуг по ОМС Агентское вознаграждение должно уплачиваться только за привлеченных клиентов, которым были оказаны платные медицинские услуги. Когда сумма заключаемого единоразово агентского договора не будет превышать 100 тысяч рублей, то согласно 44 ФЗ проведение конкурса не потребуется.

Агентский договор 223 ФЗ

Согласно 223 ФЗ гос.учреждения, деятельность которых касается закупок, обязаны заключать договоры на поставку продукции путем проведения соответствующей процедуры закупок, если речь идет о сумме контрактов свыше 300 000 тысяч. Заключение агентского договора в таком случае противоречит 223 ФЗ, т.к. осуществлять закупочную деятельность должен сам заказчик, а не агент, иначе данный договор согласно действующему законодательству будет признан недействительным.

Однако, если речь идет о закупках у единственного поставщика и их сумма не превысит 100 000 рублей, то агентский договор и 223 ФЗ не будут противоречить друг другу. Однако, стоит отметить, что процедура осуществления закупок через агента должна быть прописана в соответствующем положении о закупках.

Вправе бюджетное учреждение заключать агентские договоры с неограниченным количеством организаций (без конкурса)

Если бюджетное учреждение планирует осуществлять деятельность агента в рамках агентского договора, то оно вправе сделать это без каких-либо ограничений при условии, если денежные средства планируется от неограниченного количества организаций (принципалов) получать. В таком случае учреждение может утвердить тарифы для осуществления деятельности, по которым те действия, которые должно выполнить учреждение, будут оплачиваться организациями. При этом согласно ст. 1006 ГК РФ:

Цитата: Статья 1006. Агентское вознаграждение

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.

Если же Вы планируете таким образом оплачивать работы (товары, услуги) этого самого неограниченного количества организаций, то без проведения процедур в рамках действующего законодательства о закупках для государственных нужд. См. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Нормативный акт регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок

Как привлечь посредника к исполнению контракта

Кто может быть посредником в закупке

Согласно п. 4 ст. 3 № 44-ФЗ, участником тендера может быть любое физическое или юридическое лицо, место нахождения и происхождения капитала которого значения не имеют (кроме офшорных компаний). В то же время ч. 3 ст. 27 закона наделяет поставщиков правом привлекать представителей для участия в госзакупках. Для подтверждения полномочий такому помощнику должна быть выдана доверенность, оформленная по правилам ГК РФ.

То есть закон № 44-ФЗ разрешает привлекать посредников практически любого типа.

По отношению к участнику (принципалу) помогающая компания может выступать в роли агента по агентскому договору (ст. 1005 ГК РФ). На основании такого соглашения первый поручает второму выполнять действия, связанные с торгами как от своего имени, так и от имени помощника. В обоих случаях права реализуются за счет принципала.

При составлении такого договора следует обратить внимание на часть, определяющую, от чьего имени агент будет совершать порученные ему действия. Как показывает судебная практика, в этом вопросе часто возникают споры между заказчиком и участником.

Рассмотрим случай, когда при проведении аукциона на приобретение квартиры заявка на участие была подана не собственником жилья, а его поверенным. В состав этой заявки, помимо прочего, включили:

  • свидетельство о собственности;
  • доверенность;
  • агентский договор.

И если по доверенности агент мог совершать любые действия, необходимые для участия в торгах, от имени доверителя (собственника), то в агентском договоре подобный пункт прописан не был. При этом заявку посредник подал от своего имени. Суд решил, что агент не имел таких полномочий, а потому заявку признали недействительной (Решение АС Красноярского края от 24.02.2016 по делу № А33-26459/2015).

Стоит принять во внимание и абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ, где установлено, что если агент действует от своего лица, то именно он приобретает права и обязанности по сделке. А это противоречит нормам контрактной системы (ч. 3 ст. 27 и ст. 182 ГК РФ).

Для исполнения контракта победитель торгов также вправе привлекать сторонние организации, если не запрещено документацией. Более того, закон № 44 устанавливает требования только к участникам закупок, а не к исполнителям сделки (ст. 31). Поэтому помощники могут не обладать характеристиками победителя, который, в свою очередь, не обязательно должен иметь требуемые для исполнения обязательств лицензии и разрешения (Решение Нижегородского УФАС России от 15.09.2015 № АШ-09/9228). Однако участнику не лишним будет подтвердить в заявке планируемое сотрудничество с посредниками (копии лицензий, договоров субподряда и т. п.)

Функции посредника

Полномочия посредника должны быть прописаны в доверенности и агентском договоре (при наличии). Закон не устанавливает ограничений в данном вопросе, а потому можно указать, что в интересах и от имени участника помощник имеет право на:

  • получение аккредитации на ЭТП;
  • подачу заявки для участия в закупке;
  • присутствие при вскрытии конвертов с заявками;
  • подписание и получение экземпляра контракта;
  • подачу жалобы в ФАС и участие в ее рассмотрении.

Кроме вышеуказанных документов, права посредников могут быть прописаны и в самом контракте. Здесь же указывают и действия, которые они могут совершать при исполнении сделки (поставка, приемка продукции, выполнение и сдача работ или услуг).

Как оформить правоотношения: пошаговая инструкция

Чтобы для споров не возникало оснований, потенциальному поставщику следует выполнить следующие шаги:

  1. Найти организацию, которая сможет оказать требуемый для участия в закупках спектр услуг.
  2. Заключить с ней агентский договор при необходимости (обязательно указать, от чьего имени будет действовать агент, а также его полномочия).
  3. Выписать доверенность на имя посредника, прописать в ней действия, которые он вправе выполнять.
  4. Приложить документы, указанные в п. 2 и 3, к пакету бумаг, передаваемых оператору ЭТП (для аккредитации).
  5. Включить документы, указанные в п. 2 и 3, в состав заявки (для участия в торгах).
  6. Предъявить заказчику бумаги из п. 2 и 3 (по требованию).

Если речь идет уже о выполнении условий сделки, то здесь в дополнение к п. 1-3 необходимо:

  1. Изучить тендерную документацию на предмет запретов на привлечение субподрядчиков.
  2. Удостовериться в наличии у помощника разрешительных документов для исполнения обязательств (лицензии, допуски), получить их копии.
  3. Известить заказчика о привлечении посредников.

Вопрос аудитору

Учреждение является агентом по договору и осуществляет сбор денежных средств за утилизацию на полигон. Какими корреспонденциями отражаются в учете операции агента?

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Агентский договор является возмездным и предполагает уплату принципалом агенту вознаграждения в размере и порядке, установленных в договоре (ст. 1006 ГК РФ). Из всех сумм, поступивших к агенту за счет принципала, агент вправе удержать причитающиеся ему по договору суммы в соответствии со ст. 410 ГК РФ.

Нормами инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), инструкции, утв. приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), порядок учета операций в рамках агентского договора прямо не урегулирован.

Согласно п. 235 Инструкции № 157н для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам) предназначен счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами». Для учета расчетов с кредиторами по операциям, не предусмотренным для отражения на иных счетах бухгалтерского учета, применяется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 281 Инструкции № 157н). Расчеты по доходам, которые бюджетное учреждение получает в рамках уставной деятельности, отражаются на счете 205 00 (п. 197 Инструкции № 157н).

Сумма денежных средств, полученных от контрагентов в рамках агентского договора, не является доходом агента и подлежит передаче принципалу в соответствии с положениями договора. Задолженность перед принципалом может отражаться в учете в момент получения денежных средств от контрагентов на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

В соответствии с разд. V Указаний, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, операции, которые приводят к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относятся к доходам (расходам) учреждений, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Разъяснения по этому вопросу содержатся в письме Минфина России от 01.08.2016 № 02-06-10/45133.

Порядок применения забалансовых счетов к счету 304 06 разъяснен в письме Минфина России от 28.12.2016 № 02-06-10/79177. К счету 304.06 применяются такие же забалансовые счета, как и у корреспондирующего с ним счета 201 11, т.е. забалансовые счета дублируются.

Таким образом, операции бюджетного учреждения в рамках агентского договора, согласно которому учреждение является агентом, могут быть отражены следующими корреспонденциями счетов:

Дебет 2 201 ХХ 510 (увеличение забалансового счета 17, код 510 КОСГУ) Кредит 2 210 05 660 – поступили денежные средства от контрагентов за утилизацию на полигоне;

Дебет 2 210 05 560 Кредит 2 304 06 730 – отражена задолженность перед принципалом в сумме платы, полученной от контрагентов;

Дебет 2 304 06 830 (увеличение забалансового счета 18, код 610 КОСГУ) Кредит 2 201 ХХ 610 (увеличение забалансового счета 18, код 610 КОСГУ) – перечислены принципалу денежные средства (по аналогии с п. 73 Инструкции № 174н);

Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130 – начислены доходы в рамках уставной деятельности в виде агентского вознаграждения, рассчитанного в соответствии с условиями договора (п. 93 Инструкции № 174н);

Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 303 04 730 – начислен НДС с суммы агентского вознаграждения (п. 151 Инструкции № 174н);

Дебет 2 201 ХХ 510 (увеличение забалансового счета 17, код 130 КОСГУ) Кредит 2 205 31 660 – поступило вознаграждение от принципала (п. 72 Инструкции № 174н);

Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 205 31 660 – уменьшены расчеты со сторонней организацией по доходам прекращением встречного требования зачетом, если такое условие установлено в договоре.

Первые две корреспонденции Инструкцией № 174н не предусмотрены, поэтому порядок их применения необходимо согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике.

Согласно пп. 365, 367 Инструкции № 157н к счетам 201 00, 210 03, 304 06 (в части денежных расчетов) открываются забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств».

Счет 17 предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств, а также возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) на банковские счета учреждения, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу. Исключение составляют поступления от возвратов расходов текущего финансового года, а также возврат остатков неиспользованных им субсидий (грантов) прошлых лет. Они отражаются на счете 18.

Счет 18 предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов учреждения, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы. Исключение составляют выбытия, которые отражаются на счете 17.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» по умолчанию для формирования вторых записей к счетам 201 00, 210 03, 304 06 при движении между данными счетами применяется забалансовый счет 17, т.е. для отражения операций по дебету счета 304 06 и кредиту счета 201 11 автоматически ставится забалансовый счет 17.01 (КОСГУ 610).

Вместе с тем, при отражении данной корреспонденции можно поменять забалансовый счет 17.01 на 18.01, что не повлияет на порядок формирования отчетности, в частности, Отчета (ф. 0503737), поскольку формирование разд. III Отчета (ф. 0503737) реализовано в программе по балансовым счетам, а разд. I, II в данной ситуации не задействованы.

Рекомендуем также ознакомиться с методическим материалом Формирование бухгалтерских записей по забалансовым счетам 17 и 18 в справочнике «Методическая поддержка 1С:Предприятия для государственных учреждений»

Отражение расчетов по договору поручения в учете бюджетных учреждений

Довольно часто бюджетные учреждения заключают договор поручения. Что это за договор? Каким образом отразить ситуацию при его заключении в бухгалтерском учете? На эти вопросы ответим в очередной статье, а также приведем примеры бухгалтерских записей для отражения расчетов по договору поручения.

Гражданские основы договора поручения

Отношения, связанные с договором поручения, регулируются положениями главы 49 ГК РФ. В частности, определение и сущность договора поручения приведены в п. 1 ст. 971 ГК РФ. По договору поручения одна сторона, именуемая поверенным, обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. При этом права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 971 ГК РФ).

Одной из отличительных характеристик договора поручения является презумпция безвозмездности (нематериальности) отношений между сторонами. На это указывает, к примеру, обязанность доверителя уплатить поверенному вознаграждение, только если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения (п. 1 ст. 972 ГК РФ). Однако, как правило, вознаграждение предусматривается. Именно поэтому и возникают вопросы по отражению в бухгалтерском учете расчетов по договору поручения.

Государственные и муниципальные учреждения в рамках договора поручения могут выступать как доверителями, так и поверенными. Рассмотрим далее оба этих случая, так как бухгалтерские счета и соответствующие записи будут различными.

Когда учреждение выступает доверителем

Расчеты по договорам поручения, когда учреждение выступает доверителем и договором поручения предусмотрена оплата вознаграждения поверенному, отражаются с применением счета 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам». О применении именно этого счета прямо указывает п. 138 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), применяемой автономными учреждениями.

К аналогичному выводу в отношении бюджетных учреждений можно прийти на основании положений п. 128 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н). Согласно данной норме вознаграждения по договорам гражданско-правового характера на оказание работ, услуг лицам, не состоящим в штате учреждения, учитывается по счету 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам». А соответствующий аналитический счет может быть выбран с учетом Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н). Затраты на такие услуги не поименованы в перечне расходов ни одной из подстатей статьи 220 КОСГУ. Поэтому они относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, как не отнесенные на подстатьи 221 — 225, 227 — 229 КОСГУ (пп. 10.2.6 п. 10 Порядка № 209н).

Кроме того, не следует забывать, что данные бухгалтерского учета учреждений должны быть сопоставимы вне зависимости от типа учреждения (п. 19 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Поэтому бюджетное учреждение, аналогично автономному, может принять решение об использовании счета 302 26 для учета расчетов с поверенным по договору поручения.

Когда учреждение выступает поверенным

Для отражения расчетов с дебиторами по договорам поручения предназначен счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» (п. 235 Инструкции № 157н). В планах счетов бюджетных и автономных учреждений данный счет поименован. Однако бухгалтерских записей именно для ситуации, когда учреждение заключает агентский договор и является поверенным, Инструкции № 174н и 183н не содержат. Соответственно, их необходимо согласовать: бюджетным учреждениям — в порядке п. 4 Инструкции № 174н, автономным учреждениям — в порядке п. 5 Инструкции № 183н.

В ситуации, когда учреждение выступает в роли поверенного и выполняет юридические действия по продаже имущества, у него образуется не только дебиторская задолженность, учитываемая на счете 210 05, но и кредиторская задолженность перед доверителем. Для учета такой кредиторской задолженности может использоваться счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 281 Инструкции № 157н, смотрите также письмо Минфина России от 10.01.2019 N 02-06-10/287). Бухгалтерские записи для отражения такой ситуации также следует согласовать в описанном выше порядке.

Примеры бухгалтерских записей

Основные направления в части применяемых счетов при заключении договора поручения даны. Теперь рассмотрим, как их применить в конкретных ситуациях.

Пример 1.

Автономное учреждение заключает договор поручения на продажу автомобиля, являясь доверителем. Согласно договору доверитель оплачивает поверенному установленную сумму вознаграждения. В бухгалтерском учете расчеты доверителя и поверенного отразятся следующим образом:

  1. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 000 — начисление обязанности по уплате вознаграждения поверенному;
  2. Дебет 0 302 26 000 Кредит 0 201 11 000, увеличение забалансового счета 18 (226 КОСГУ) — оплата поверенному полагающегося ему по договору поручения вознаграждения.

Пример 2.

Автономное учреждение заключает договор поручения на продажу автомобиля, являясь доверителем. Согласно договору поверенный перечисляет на лицевой счет автономного учреждения доход от продажи автомобиля за минусом своего вознаграждения. В бухгалтерском учете расчеты доверителя и поверенного отразятся следующим образом:

  1. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 000 — начисление обязанности по уплате вознаграждения поверенному;
  2. Дебет 0 205 71 000 Кредит 0 401 10 172 — начисление дохода от реализации автомобиля;
  3. Дебет 0 201 11 000 Кредит 0 205 71 000 — поступление дохода от продажи автомобиля за минусом вознаграждения поверенного;
  4. Дебет 0 302 26 000 Кредит 0 205 71 000 — уменьшена кредиторская задолженность перед поверенным в счет расчетов по доходам от продажи автомобиля (зачет).

Пример 3.

Бюджетное учреждение заключает договор поручения на продажу автомобиля, являясь поверенным. Вознаграждение (10%) бюджетное учреждение удерживает из цены реализации автомобиля (100 000,00 руб.). В бухгалтерском учете расчеты доверителя и поверенного отразятся следующим образом:

  1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 66Х,
    увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ) — на лицевой счет бюджетного учреждения перечислены денежные средства за проданный автомобиль (100 000,00 руб.);
  2. Дебет 2 210 05 56Х Кредит 2 304 06 73Х — задолженность перед доверителем (согласно договору поручения — за минусом вознаграждения, то есть 90 000,00 руб.);
  3. Дебет 2 304 06 83Х Кредит 2 201 11 610,
    увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ) — средства от продажи автомобиля перечислены на счет доверителя за минусом вознаграждения бюджетного учреждения (90 000,00 руб.);
  4. Дебет 2 205 31 56Х Кредит 2 401 10 131 — начисление дохода от оказания услуг (в сумме вознаграждения — 10 000,00 руб.);
  5. Дебет 0 210 05 56Х Кредит 2 205 31 66Х — полученное вознаграждение учтено в составе доходов (10 000,00 руб.).

Мы рассмотрели сущность договора поручения и случаи, когда учреждение выступает доверителем или поверенным. Как видим, в учете такие ситуации отражаются различным образом и с применением различных счетов. Примеры, приведенные в статье, являются наиболее типичными. В то же время конкретная ситуация в учреждении может быть отражена аналогичным образом с учетом индивидуальных особенностей, следующих из условий заключения договора поручения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *