Комиссия в логопедическую группу

Комиссия для логопедической группы: для чего нужна и как проходит?

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Заключение комиссии

По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.

Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую) группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.

Результаты ПМПК имеют рекомендательный характер. Родители сами решают придерживаться их или нет.

Сведения о наличии коррекционных (логопедических) групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.

Логопед в детском саду – заключение ЦПМПК

Как получить заключение для занятий с Логопедом в детском саду?

Сегодня одной из распространенных проблем ребенка является речевое развитие. Логопед в детском саду на индивидуальных занятиях по коррекции и развитию речи в единстве с педагогом-психологом на базе детских садов в большинстве случаев высокопрофессионально решают эти вопросы. Определить проблемы речевого развития ОНР, ФФН и пр., а также предложить последующие пути решения призвана действующая в столице центральная психолого-медико-педагогическая комиссия ЦПМПК. В итоге, малыши, испытывающие проблемы с построение речи и произношением звуков в 4-5 лет, которыми занимаются логопед в детском саду и психолог при активной повседневной помощи и поддержке родителей, впоследствии идут в первый класс с чистой литературной речью.

Родители 4-5 летних детей часто обращаются в ЦПМПК для того, чтобы получить заключение специалистов по речевому развитию ребенка для последующих занятий с логопедом в детском саду. Центральная комиссия ЦПМПК выдает заключения для занятий со штатными специалистами детских садов логопедом и психологом в случаях, когда требуется решить возникшие проблемы в речи.

Имея заключение ЦПМПК, ребенок сможет бесплатно посещать занятия с логопедом в детском саду и психологом на протяжении всего учебного года – общий объем 36 рабочих часов у каждого специалиста (2 раза в неделю по 20 минут с сентября по май).

Документы для прохождения ЦПМПК г. Москвы

Так как я сама недавно собирала и оформляла документы для центральной комиссии на своего ребенка, поделюсь конкретным личным опытом.

Для того, чтобы попасть к специалистам ЦПМПК г. Москвы, прежде всего необходимо записаться на прием. Запись осуществляется либо по телефону комиссии 8 (499) 322-34-30, либо в электронном виде на официальном сайте организации http://ocpsmds.mskobr.ru/

После записи по телефону Вас направят на комиссию в один из филиалов ЦПМПК в столице, назовут дату и точное время приема специалистов, уточнят, пакет каких документов у Вас должен быть на руках, предупредят о необходимости иметь сменную обувь или бахилы для себя и ребенка.

Один из филиалов ЦПМПК в Москве находится по адресу:
улица Фадеева, дом 2. Проезд до станции метро Маяковская, далее пешком 7-10 минут.

Как правило, в связи с большим потоком детей до приема у Вас есть минимум неделя-две времени, в течение которого как раз можно собрать необходимые документы. Каковы Ваши следующие шаги?

– В детской поликлинике по месту жительства Вы записываетесь на прием к участковому врачу-педиатру.
Так как необходимо пройти оттоларинголога (лор-врача), окулиста и невропатолога, уточняете у участкового врача, к каким специалистам можно записаться самому, а к каким дает направление он.
Далее Ваш участковый врач с результатами от врачей-специалистов идет к главврачу (заведующему ДГП).
!На руки из детской поликлиники для ЦПМПК Вы получите только 1 документ – направление на комиссию с печатью и за подписью главврача ДГП.

– Логопед детского сада подготовит для Вас заключение по результатам своей беседы-тестирования малыша.

– Воспитатели группы и педагог-психолог детского сада составляют индивидуальную характеристику на ребенка.

– Для ЦПМПК Вам потребуется сделать копии следующих документов:

  • свидетельства о рождении ребенка
  • паспорта родителя (главная страница + прописка)
  • свидетельства по форме 208 с розовой печатью о регистрации ребенка по месту жительства

С оригиналами и копиями свидетельства о рождении, паспорта и свидетельства о регистрации, а также с характеристикой и заключением логопеда из д/с нужно явиться в означенное по записи время в ЦПМПК. На месте Вам потребуется также заполнить заявление (выдают сразу на ресепшине), поэтому не забудьте вооружиться авторучкой. Помните про бахилы или сменную обувь для всех членов семьи!

Комиссия состоит их 3-х специалистов: логопеда, психолога и дефектолога. С ребенком беседуют, задают вопросы, поддерживают активный диалог с целью определить уровень речевого развития Вашего малыша и выявить характерные проблемные места.

Логопед, психолог и дефектолог составляют комплексное заключение о речевом развитии ребенка. Выдача заключений ЦПМПК г. Москвы осуществляется централизованно по адресу: Орликов переулок, дом 8 (станция метро Красные ворота) в будни с понедельника по пятницу с 9 до 18.30ч на 3-м этаже.

С собой необходимо иметь паспорт. Присутствие ребенка НЕ обязательно.

ЦПМПК станция метро Красные ворота

Специально уточню, как найти Центральную комиссию ЦПМПК на Красных воротах:

выход из метро в сторону Орликова переулка, поворачиваете налево за здание станции метро и проходите насквозь через дома (справа посольства, слева за забором детская площадка) на параллельную улицу – это будет Орликов переулок. Далее следуете направо до второй арки в домах. Ориентиры по ходу следования – Райффайзен-банк и магазин продуктов Теремок. Подъезд ЦПМПК находится с внутренней стороны жилого дома, к нему нужно пройти через шлагбаум и металлическую дверь-решетку.

Логопед в детском саду, скрупулезно готовящий логопедические занятия на базе дошкольного учреждения в соответствии с индивидуальным планом работы для каждого конкретного ребенка, действительно кардинально меняет речевую ситуацию. Уроки, которые проводит логопед в детском саду, необходимы бОльшей половине современных детей – по статистике на 2015 год дефекты звукопроизношения имеются у 52,5% детей, из которых 16,7% – это полные звуковые замены, 35,8% – стертые или выраженные дизартрии. Полученное в центральной психолого-медико-педагогической комиссии ЦПМПК заключение об особенностях речевого развития ребенка – это возможность планомерных индивидуальных занятий логопеда и педагога-психолога с Вашим ребенком в течение всего учебного года.

Список врачей, которых нужно пройти для логопедического сада

  • Дата 20 января, 2017
  • Автор Екатерина
  • Рубрика Детское здоровье

Многие родители мечтают устроить своих деток в логопедические группы, которые бывают в садиках комбинированного вида, или непосредственно в логопедический сад. Всем известно, что обучающие программы и подготовка к школе в логопедической группе в разы выше и лучше, чем в обычной группе. Да и численность детей там предусмотрена определенная, 10-14 человек, не больше. Благодаря этому на каждого ребенка будет уделяться больше индивидуального времени. Попасть в такую группу не так уж легко, если у ребенка нет никаких проблем с речью.

Обычно рекомендации к прохождению комиссии в логопедическую группу дает логопед вашего садика или приходящий из логосада, если нет своего. Детей, которые имеют речевые нарушения и нуждаются в коррекции записывают в список, который потом оглашают родителям. Те, кто согласен на перевод в логопедическую группу, являются на собеседование, где дают двусторонний бланк — направление на предварительный обход врачей перед комиссией. Родителей никто не будет заставлять обходить докторов, это добровольное решение.

Так, согласные на прохождение врачей родители малыша должны посетить следующих специалистов:

  1. Окулист
  2. Отоларинголог
  3. Невропатолог
  4. Стоматолог-ортодонт
  5. Психиатр
  6. Педиатр
  7. Для некоторых садиков просят дополнительно посетить хирурга

Следите за тем, чтобы в направлении врачи ставили свои подписи и печати, обязательно выполнение всех формальностей. Выдают направление заранее, чтобы успеть пройти всех докторов перед заседанием комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Кроме направления с отметками о прохождении всех врачей, понадобиться еще:

  1. Копия свидетельства о рождении ребенка
  2. Характеристика, написанная воспитателем и логопедом
  3. Заявление на перевод в логопедическую группу

О том, в какой день и где будет заседать комиссия, родителей предупредят заранее. Обычно это происходит в самом садике или в РОНО. Специалисты побеседуют с ребенком, проверят наличие бумаг и показаний. Состав комиссии в разных городах может быть различным, но, в большинстве случаев, она состоит из психолога, дефектолога, логопеда, представителей РОНО.

Обычно задают вопросы на сообразительность, логическое мышление. Просят повторить звуковые словосочетания, чтобы лучше выявить проблемы в произношении отдельных звуков. Судя по отзывам родителей, с малышом беседуют совсем недолго, около 10-15 минут, и результат сразу озвучивают.

Представители комиссии ПМПК могут попросить:

  • собрать пирамидку;
  • вложить круг в круг, квадрат в квадрат, треугольник в треугольник и т.д.;
  • назвать фигуры;
  • назвать цвета;
  • собрать части тела разрезанного из бумаги человечка;
  • назвать времена года, какое сейчас;
  • ответить, кем ребенок является маме, бабушке, дяде и т.п.;
  • найти лишний предмет;
  • ответить на пространственные вопросы: где сидит кот (на стуле, под стулом, за стулом и т.п.);
  • рассказать, что делают люди на картинке;
  • произнести слова, типа: расшевелить, антресоль и т.п. для проверки произношения звуков;
  • объединить предметы в группы по какому-то признаку;
  • нарисовать что-то;
  • рассказать стих или спеть куплет песенки

и прочие вопросы на произношение звуков, сообразительность и логическое мышление. Заранее ребенка лучше не обучать отвечать на эти вопросы, ведь чем яснее специалисты поставят диагноз, тем точнее определят меры по исправлению проблем.

Никаких страшных диагнозов бояться не нужно, по сути для логопедической группы уместны такие диагнозы:

  1. ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  2. ОНР — общее недоразвитие речи
  3. Логоневроз — заикание

Советуем не отказываться от перевода в логопедическую группу, особенно если у ребенка действительно есть проблемы с речью. Детки посещающие такие садики к школе уже обучены писать, читать, считать и правильно выговаривают все звуки. Ко всему прочему это просто выгодно, ведь одно занятие с частным логопедом стоит от 500 рублей и выше, а в саду с вашим ребенком будут постоянно бесплатно заниматься, на дом будут задавать домашнее задание, что еще больше подготовит ребенка к школе и научит дисциплине и ответственности.

Что спрашивают на ПМПК?

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.

  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).

  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.

  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:

    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)

    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)

    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.

  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).

  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которзанимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

О СТАТУСЕ ОВЗ.
ФЗ 273 «Об образовании».В статье 79 закона «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ.
Также в статье 44 закона «Об образовании в РФ» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов имеют право:
— выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения;
— знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
— защищать права и законные интересы обучающихся;
— присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального пользования, услугах ассистента и других условиях.
Дети с ОВЗ в основном — это дети: с тяжелыми нарушениями речи, значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, РАС, умственной отсталостью.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
5. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
6. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
7. право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевреме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *