Кредитор в процедуре банкротства

Кредитор в процедуре несостоятельности

Взыскание долга — процедура продолжительная и непредсказуемая по последствиям. Возвращение денег и имущества может растянуться на неопределенный срок. Наиболее действенным методом взыскания является инициирование кредитующим лицом процедуры банкротства. Помимо должника, в процессе участвуют:

  1. арбитражный управляющий;
  2. суд;
  3. представители власти;
  4. кредиторы.

Целью заимодавца является удовлетворение имущественных требований.

Роль участия кредиторов в деле о банкротстве

Институт банкротства предоставляет в распоряжение роли кредитора инструменты, позволяющие максимально эффективно воздействовать на должника.

Инструменты:

  • Заявление в арбитражный суд. Порой факта подачи заявления бывает достаточно, чтобы «подстегнуть» должника. Фактором, влияющим на степень возможного участия лица в деле, является срок подачи заявления.
  • Доступ к финансовому анализу. В распоряжение кредитора поступают отчеты арбитражного управляющего, результаты инвентаризации, заключения специалистов. На основании этой информации заимодавец может сделать выводы о финансовом положении оказавшегося несостоятельным партнера.
  • Влияние на распределение имущества должника путем реализации права голосовать на собрании кредиторов.
  • Выбор арбитражного управляющего.
  • Контроль за действиями арбитражного управляющего. Собрание имеет право ходатайствовать о замене управляющего.

Комитет кредитующих лиц в деле о несостоятельности

Комитет кредиторов в банкротстве формируется в ходе собрания. Комитет должен обязательно образовываться, если количество субъектов достигает 50. Собрание определяет количественный состав комитета, его компетенцию, принимает важные решения. Количество членов комитета — 3-11 включительно.

Информация В рамках представленных полномочий комитет защищает имущественные интересы пострадавшей стороны в процедуре несостоятельности, контролирует действия сторон. Согласно закону, решения комитета утверждаются большинством голосов . Каждому члену комитета засчитывается 1 голос.

Права комитета кредиторов:

  • Подача жалобы в арбитраж на управляющего.
  • Созыв собрания.
  • Получение от управляющего информации о финансовых делах должника.
  • Рекомендации собранию об отстранении арбитражного управляющего при ненадлежащим выполнении последним своих обязанностей.

Права заимодавцев

Конечной целью процедуры банкротства является выполнение должником финансовых обязательств.
Помимо граждан и предприятий, в роли кредиторов могут выступать уполномоченные государством, муниципальными организациями или субъектами федераций органы. Как участники процесса выступают также внебюджетные фонды и налоговая служба. Уполномоченные организации не входят в число обладающих приоритетным положением конкурсных кредиторов.

Согласно 2 ст. закона «О несостоятельности», существует два типа кредиторов. Первый тип — это «обычные» лица, желающие вернуть свои долги, второй — конкурсные кредиторы. Последние обладают приоритетным положением. Заявления этих лиц являются достаточным основанием и поводом для инициирования процедуры банкротства. Конкурсные кредиторы могут голосовать на собраниях. Они принимают решения, способные влиять на исход процесса и последующее распределение имущества должника.

Обязательства кредитора

Бывают случаи, когда работа арбитражного управляющего оплачивается только кредитором. Речь идет о той ситуации, когда у обанкротившегося должника нет средств на то, чтобы заплатить арбитражному управляющему и компенсировать его расходы. По закону обязательства по расходам в непогашенной за счет распределения имущества должника части относятся на лицо, инициировавшее начало производства.

Условия возникновения обязательств кредитора в банкротсве:

  1. Наличие отчета о финансовом положении ответчика. Данный отчет составляется временным управляющим. Документ должен содержать информацию о том, может ли ответчик оплатить судебные издержки и выплатить вознаграждение управляющему. Отчет составляется до начала открытия производства.
  2. Если должник не сможет погасить расходы, назначается судебное заседание. В ходе заседания сторонам предлагается взять на себя материальные издержки. Основанием для возникновения материальных обязательств является письменное согласие (с указанием суммы) участвующих в деле лиц на возмещение означенными лицами расходов по делопроизводству.

Требования заимодавцев в банкротстве

Арбитражный суд инициирует процесс включения требований кредиторов в специальный документ — реестр требований. По закону включение заявлений в реестр является обязательным, если иски были поданы в установленное время. Исключение делается, когда дело касается требований о получении заработной платы, причитающейся по заключенному с ответчиком трудовому договору. В этом случае инициатором является арбитражный управляющий.

К сведению Включение документов в реестр осуществляется бесплатно, без оплаты госпошлины.

К заявлению должны прилагаться доказательства: уведомление о вручении должнику иска, расчет суммы задолженности и другие документы. Подтверждающие документы включаются в обязательном порядке, их отсутствие может стать поводом к отказу в начале производства. Иски юридического лица подписываются руководителем предприятия. Полномочия руководителя должны быть подтверждены документально. Поступившие от физического лица документы подписываются гражданином либо его представителем.

Если заявление составлено верно и присутствует весь перечень необходимых доказательств, суд принимает документ к производству. В противном случае иск в реестр не включается до исправления ошибок.

Обязанности кредитора в деле о несостоятельности

Кредиторы обладают и правами, и обязанностями. В обязанность вменяется контроль за работой арбитражного управляющего. Собрание кредиторов может и должно следить за тем, чтобы управляющий действовал эффективно и в рамках закона. В случае обнаружения неправомерных действий или необоснованного бездействия собрание может инициировать вопрос о его замене.

Заинтересованные стороны обязаны ходатайствовать о разъяснениях принимаемых судом решений. Поскольку заимодавцы прямо заинтересованы в положительном исходе, они должны принимать участие в процессе и вникать во все возникающие законодательные нюансы. Именно кредиторы обязаны предъявлять арбитражному суду доказательства задолженности должника. Невыполненные обязательства должны подтверждаться соответствующими документами — неоплаченными счетами, договорами, расписками.

К сведению Если имущественное состояние должника не позволяет компенсировать за его счет судебные издержки и выплатить причитающуюся сумму арбитражному управляющему, данные расходы относятся за счет кредитора (с письменного согласия последнего).

Конкурсный кредитор

Конкурсный кредитор обладает приоритетными правами. Это лицо может влиять на ход ведения дела о банкротстве. Права субъектов позволяют им подавать ходатайства по ходу суда и голосовать о принятии важных для всех сторон решений. Для сравнения, обычный истец может быть участником дела, но не может влиять на положение дел. Конкурсным кредитором признается лицо, обладающее документально подтвержденными доказательствами обязательств должника и подавшее требования в предусмотренный законом срок.

Под это определение не подпадают следующие лица:

  • Уполномоченные организации.
  • Привилегированные субъекты. Это граждане, предъявляющие требования по выплате гонорара, а также лица, требующие от должника компенсации причиненного здоровью или жизни ущерба.
  • Учредители предприятия должника.

Как член собрания конкурсный кредитор имеет право:

  • Принимать непосредственное участие в назначенной арбитражем процедуре наблюдения.
  • Участвовать в организации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния должника.
  • Осуществлять контроль за работой арбитражного управляющего.

Залоговый заимодавец в процедуре несостоятельности

Закон дает залоговым кредиторам преимущественные права по сравнению с другими кредитующими лицами. Речь идет о лицах, имеющих право на удовлетворение материальных требований из стоимости имущества, заложенного должником. В ходе производства залогодержатель приобретает особые, исключительные права при распределении имущества.

Законом установлено четкое распределение средств, полученных после реализации заложенного имущества:

  1. 70% стоимости залогового имущества идет на погашение иска залогового кредитора ( в рамках залоговых обязательств) .
  2. 20% от стоимости продажи залогового имущества идет на удовлетворение требований остальных субъектов процесса.
  3. Из остальной суммы выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему и погашаются судебные издержки.

Информация Соотношение денежных средств меняется, когда речь идет об обеспечении кредитного договора. 80% от суммы реализованного залогового имущества получает заимодавец, 15% распределяется между остальными исками, оставшиеся суммы идут на погашение судебных издержек и оплату арбитража.

Представление интересов кредитора в деле о банкротстве

Когда начинается дело о банкротстве, в желающих получить причитающиеся средства недостатка не бывает. Гарантировать обеспечение законных требований может только юридически грамотный представитель. Представитель не только посещает заседания суда, он может повлиять на ход производства и значительно увеличить шансы истца на полное удовлетворение материальных требований. В институте банкротства представление интересов кредитора включает целый комплекс мероприятий:

  • Анализ обоснованности требований.
  • Подготовка требований.
  • Составление мирового соглашения.
  • Контроль за внесением требований в реестр.
  • Отправка требований всем заинтересованным сторонам: суду, должнику, управляющему.
  • Контроль за конкурсным процессом.
  • Представление кредитора в собрании.
  • Контроль над должником, предупреждающие действия при выводе имущества из компании.
  • При необходимости — обжалование решения арбитражного суда.

Особенности кредитующих лиц в процедуре несостоятельности

Процедура банкротства в отношении недобросовестного должника начинается в тот момент, когда суд принимает исковое заявление кредитора Наступает особый правовой режим. Цель этого режима заключается в удовлетворении требований всех заинтересованных сторон. В этом смысле большое значение имеют сроки подачи заявлений.

Статус истца напрямую зависит от срока подачи требований. Заявление можно подать в ходе наблюдения. Отсчет времени начинается в момент опубликования извещения о начале процедуры наблюдения. Требования, поданные в 30-дневный срок от начала первой процедуры банкротства, включаются в реестр арбитражным управляющим. На основании включенных в реестр требований определяются обладающие особыми правами конкурсные кредиторы.

Также заявление кредитора можно подать в период конкурсного производства. Производство длится в течение двух месяцев со дня выхода публикации с извещением о признании несостоятельности должника. Заимодавец, подавший заявление в этот период, не получает приоритетный статус и не влияет на ход дела.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в статью 2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

См. предыдущую редакцию

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

См. Методические рекомендации по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 28 мая 2007 г. N 102

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *