Не туда приплыли

Картина Репина «Приплыли» — наверное, слышали это выражение. На самом деле у Репина нет такой картины. Есть картина Льва Соловьева «Монахи. Не туда заехали» (1870-е гг), действительно очень смешная. Монахи на лодке по ошибке приплыли по реке на пляж к голым купальщицам. Течение несет их прямо к ним, монахи и голые бабы застыли в полном изумлении, глядя друг на друга.
Лев Соловьев. «Монахи. Не туда заехали». 1870 е гг.

Лев Соловьев — воронежский художник 19-начала 20 в, не особо известный. Если бы не именитый мастер, которому приписали его работу, вряд ли бы шедевр с монахами был оценен по достоинству. Прославил Репин Соловьева, сам того не желая.
Похожая история была с картиной «Опять двойка», помните такую в школьных учебниках? Нарисовал её в 1952 г. Федор Решетников, крупный мастер соцреализма. А также автор разных подобстрастных картин про Сталина («Великая клятва» и проч.). Картина «Опять двойка» хороша, конечно, но вот её «оригинал» 19 века:
Дмитрий Жуков. «Провалился». 1895 г.

Сюжет почти тот же: расстроенная мать, преданный пёс, двойка. Только вот грустно всё тут. Мать — видимо, вдова, небогатая, подрабатывает шитьем. Отец смотрит на сына с портрета на стене… Дмитрий Жуков — тоже не очень известный художник 19 в.. И если б не Решетников, вряд ли б кто оценил всю гениальность сюжета с гимназистом-двоечником.
Вообще русская жанровая живопись ДО 1917 г., т.е. до эпохи тотальной цензуры — один сплошной шедевр. Так живописать жизнь и быт собственного народа, с таким юмором и меткостью — это уметь надо. Ниже — небольшая подборка картин старых мастеров.
Николай Неврев. «Купец-кутила».1867 г.
Шикарная картина. Забухал мужик, сигара, цепь золотая от часов, шампанского взял…

Владимир Маковский. «В швейцарской». 1893 г.
Насмотрелся дед за свою жизнь на таких кутил…

Василий Бакшеев. «За обедом. Неудачники». 1901 г.
Бедность, не повезло им (с отцом).

Фирс Журавлев. «Кредитор описывает имущество вдовы». 1862 г.
Кредитор смотрит свысока: «Допрыгались!». Хотя «прыгал»-то покойный.

Ниже — польская картина, ну не мог удержаться. Украина же кругом, бандеровцы 🙂
Каспер Желеховский. «Неумолимый кредитор. Сцена из галицийской жизни». 1890 г.
Другое название этой картины — «Экспроприация». Одолжил западенец у еврея, галицийская жесть.

Владимир Маковский. «Утомленный…Ею». 1899 г.
Девушка — украинка, судя по наряду. Чем она его утомила?

Александр Красносельский. «Покинутая». 1867 г.
На заднем плане, чуть слева от покинутой, из тумана виднеется верстовой столб, я правильно понимаю?
Николай Ярошенко. «Выгнали». 1883 г.
Прислуга, работала по дому, забеременела.
Молодые служанки, учителя в доме, старый сюжет, вполне интернациональный.
Феликс Шлезингер (Германия). «Поцелуй». 1910 г.
Николай Касаткин. «Кто?». 1897 г.
Родила! А муж на войне был. Процесс установления отцовства в разгаре.
В избе погром, конечно. Но мужик правильно ставит вопрос. Это вам не Гейропа какая-то.
Джон Генри Фредерик Бэкон (Англия). «Соперники». 1904 г.
Слева — Цискаридзе, вылитый.
Николай Пимоненко. «Соперницы». 1909 г.
Там соперники, тут — соперницы. Парень меркантильный, похоже. Выбрал ту, что с коровой.
Василий Пукирев. Прием приданого по росписи. 1873 г.
Картина про широту русской души. Прежде чем жениться — не забудьте пересчитать наволочки.
Хотя, конечно, корова и сундуки в женщине не главное. Главное — чтоб экономная была.
Сергей Грибков. «В лавке». 1882 г.
Молодая хозяйка, босая, симпатичная, грустно смотрит на драгоценности в лавке у еврея. Задумалась. Купила жратву — домой неси, не останавливайся!
Бережливость и аскетизм — это прекрасно для жены. А еще желательно, чтоб охраняла домашний очаг.
Василий Максимов. Кто там. 1879 г.
Ну а если вы жених с прицепом, чтоб вот такого тоже не было:
Фирс Журавлев. «Мачеха». 1874 г.
Ну а если без прицепа — надо цеплять!
Кирилл Лемах.»Новое знакомство». 1886 г.
Братья и сестры пришли знакомится с мелким. Очередным. Я насчитал пятерых (не считая новорожденного).
А теперь о грустном. Родить — полдела, особенно в России 19 века.
Николай Ярошенко. «Похороны первенца». 1893 г.
Это 1893 г. Средняя продолжительность жизни в Российском империи — 32 года. До 40% детей умирало, не дожив до трех лет.
Владимир Маковский. «За лекарством». 1884 г.
Ад русских больниц. Отец с сыном. Лекарство нужно ребенку, у которого перевязана рука.
Виктор Васнецов. «Взятие Карса». 1878 г.
Зато Карс наш! По случаю взятия Карса у турок трактир №31 украшают имперкой и неким сине-желто-красным флагом (княжества Молдавии и Валахии, видимо).
Армянский (ныне турецкий) город Карс, Молдавия, Валахия… Империя! И её братушки. Великий художник Константин Савицкий про эту войну сильную картину написал:
Константин Савицкий. «Проводы на войну».1878 г.
Призывники выписаны хорошо:
Завсегдатаи трактира №31 помянут их , если что.
Дети (если есть) вырастут как-нибудь.
Георгий Белащенко. «Первая папироса». Конец 19 в.
В школу пойдут.
Николай Богданов-Бельский. «У дверей школы». 1897 г.
А там и светлое будущее подоспеет. И живопись начнется совсем другая.
Самуил Адливанкин.»Девушка и красноармеец». 1920 г.
PS. Кому интересно, милости прошу в другие залы моей галереи русской (советской) живописи 🙂
Россия 19.в.: картины маслом.
Свинцовые мерзости дикой русской жизни…
Приколы соцреализма. Часть 1
Приколы соцреализма. Часть 2
Последний Гольштейн (династия Романовых в картинках)
История России в картинах польских художников

Картина Репина «Приплыли»? Никто никуда не приплыл.

Наш дорогой «великий и могучий» таит в себе множество слов и выражений происхождение которых не до конца понятно. Мы, не задумываясь, применяем те или иные выражения в разговорной речи насыщая и обогащая, таким образом, нашу речь.

Одно из таких летучих выражений, плотно вошедших в обиход, это «Картина Репина — Приплыли».

Значение этого оборота даже не нуждается в пояснении. Мы используем его всякий раз, когда нужно выразить сожаление или негодование о случившемся неприятном исходе какого-либо дела.

Все понятно, как говорится, без слов.

Однако, есть неточность. И немалая! В творческом наследии Ильи Ефимовича Репина, просто НЕТ такой картины. Да, да, нет и никогда не было. Более того, картины с таким названием не существует и у других живописцев.

Единственная, отдаленно похожая по обсуждаемой нами тематике, картина Репина называется «Не ждали».

Картина Ильи Репина «Не ждали». Фото с Яндекс. Картинки

В этом шедевре живописи автор изобразил неожиданное возвращение после длительного отсутствия мужчины в свой отчий дом. Картина отсылает нас к Новозаветной притче «О блудном сыне».

Но кто же и куда приплыл?

А приплыли, как выясняется, монахи! В основе появления версии о происхождении крылатого выражения «Картина Репина- Приплыли» является картина другого художника. Речь идет о картине Льва Григорьевича Соловьева «Монахи (не туда заехали)».

Картина Льва Григорьевича Соловьева «Монахи (не туда заехали)». Фото с Яндекс.Картинки

На этом полотне, монахи действительно не туда заехали (в место купания женщин и детей), а точнее сказать, заплыли. Поскольку передвигались они на лодке.

Вот такая история.

Хотим сразу сказать, что мы не претендуем своей статьей на премию по искусствоведению))

Нам просто захотелось поделиться интересной историей со своими дорогими читателями.

Спасибо за внимание!

Оставайтесь с нами, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

Вам это ничего не стоит, а нам приятно)

«Картина Репина «Приплыли» — наверное, слышали это выражение. На самом деле у Репина нет такой картины. Есть картина Льва Соловьева «Монахи. Не туда заехали» (1870-е гг), действительно очень смешная. Монахи на лодке по ошибке приплыли по реке на пляж к голым купальщицам. Течение несет их прямо к ним, монахи и голые бабы застыли в полном изумлении, глядя друг на друга».

Народную атрибуцию картины Репину объясняют её соседством в экспозиции с работами Ильи Ефимовича, а название «Приплыли», видимо, дано по ассоциации с таким же афористичным репинским «Не ждали».


Лев Григорьевич Соловьёв (1837-1919)

Воронежский художник Лев Соловьёв известен мало. Судя по скудным биографическим сведениям, это был человек философского склада, скромный и трудолюбивый, писал пейзажи, бытовые сцены из жизни ремесленников.
Учитывая религиозность Соловьёва, сюжет картины «Не туда заехали» и особенно образы монахов выглядят несколько странно. Как-то уж очень откровенно они смотрят на купающихся женщин, ни один даже не отвернулся. В комментариях к одной записи было любопытное обсуждение на этот счёт. Можно было бы согласиться с dadaha, находящей в картине отражение разночинных, интеллигентских настроений в отношении к церкви в начале 1870-х, но только это не слишком вяжется с личностью художника. Остаётся предполагать безобидную иронию и в каком-то смысле, может быть, даже самоиронию.
Ещё один интересный момент в картине — двое смеющихся мальчуганов, глядящих прямо на зрителя. Могу ошибаться, но создаётся такой эффект, что мы стоим тут же, совсем рядом, на берегу. И что это мы там делаем, позвольте спросить? Такое ощущение, что мальчишки намекают, мол, чего это вы, мил человек, так заинтересовались, а? А тоже всё небось монаха из себя строите…
Работ Л. Соловьёва осталось немного: две картины в галерее г. Острогожска, на родине художника, несколько этюдов в Русском музее, жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке…

Лев Соловьев. Сапожники. 1875.
Холст, масло. 42х48,4 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

…и «картина Репина «Приплыли»».

Картина Репина «Приплыли» («Монахи», «Не туда заехали»), не репинская работа, а Соловьева

«Монахи» («Не туда заехали»), народное название «Приплыли» — это популярное в народе художественное полотно, на котором изображена троица незадачливых монахов на лодочке, унесённых коварным речным течением к стайке голых деревенских купальщиц.
Параметры картины: Холст, масло. 52х78,5. 1870-е. Картина находится в экспозиции Сумского областного художественного музея имени Н.Х.Онацкого.
Автором работы является художник-самоучка Соловьёв Лев Григорьевич, однако народная молва ошибочно приписала авторство работы Репину Илье Ефимовичу, из-за чего даже родилось популярное выражение «Картина Репина «Приплыли»», обозначающее нелепую ситуацию, которую легко можно было бы избежать при должной внимательности.
Картина поступила в Сумской художественный музей в начале 20 века. Путать авторство полотна начали ещё в 1930-е годы — в то время в музее проходила крупная выставка картин Ильи Репина, при этом часть основных полотен оставили на своих местах, в том числе и картину «Монахи».
Многие иногородние зрители посетившие выставку были наиболее впечатлены именно картиной «Монахи», но по ошибке решили, что её автором является Репин и затем, вернувшись в родные края, успешно распространили по сарафанному радио дезинформацию о весёлой картине Репина «Приплыли».

«Картина Репина: «Приплыли!»… Как часто доводилось Вам слышать от других или использовать самим эту фразу, ставшую «крылатой»?

Искренне надеемся, что такие случаи в Вашей жизни — редкость. Ведь её буквальный смысл заключается в крайне неудачном стечении обстоятельств. Такое выражение используют лишь при неожиданном попадании в неприятную ситуацию, из которой — к тому же — нелегко будет выбраться.

Соотечественники частенько задаются вопросом: «А как, собственно говоря, появилось это выражение?»

Те, кто твёрдо решает разобраться в этой художественно-лингвистической истории, стараются припомнить подходящую картину. Какое-нибудь занимательное полотно, на котором гений русской живописи девятнадцатого века изобразил бы нечто, подходящее по смыслу на историю о неудачном «круизе».

В нашей собственной «коллекции» ответов на этот вопрос помимо правильного варианта имеется великое множество истинных «перлов»; настоящих жемчужин остроумия и находчивости россиян, пытающихся при помощи эрудиции и логики отыскать решение этого каверзного вопроса.

В чём же его каверзность? А в том, дорогой читатель, что великий Илья Ефимович Репин никогда не писал картины ни с таким названием, ни со сходным семантическим содержанием.

Лев Соловьёв, «Монахи. Не туда заехали» 1870, холст, масло, Сумский ХМ

На самом деле жанровое полотно «Монахи», известное также под именем: «Не туда заехали», было написано выдающимся мастером живописи XIX—XX вв Львом Григорьевичем Соловьёвым. Это был человек огромного таланта, незаурядного художественного мастерства и неповторимой душевной глубины. Родившись в семье простых крестьян, свой жизненный путь он начинал с пастушьего ремесла. Ежедневный тяжёлый труд, однако, не помешал юному дарованию пользоваться любой представившейся возможностью, дабы практиковаться в рисовании углём, сажей, мелом. Даровитого мальчика заприметил приезжий священник и увёз в город Воронеж, где Лев Григорьевич и приобщился к искусству иконописи. Жажда знаний и творческого самосовершенствования в конце концов привела его в стольный Петербург. Шесть лет спустя успевший стать постоянным участником популярнейших столичных выставок и пополнивший своими работами легендарную Третьяковскую галерею Соловьёв по зову сердца оставляет столицу и уезжает на малую Родину, где возвращается к иконописи. А также открывает художественную школу для юных дарований, каким и сам когда-то являлся. Его вклад в отечественную культуру и искусство нельзя переоценить: его учениками были Куприн, Киселёва, Шмаров и многие другие. В грозные годы революций и общественных потрясений верный своему делу мастер не оставил трудов всей своей жизни, и при власти Советов занял ответственное и почётное место наставника талантливой молодёжи, при этом продолжая творить и сам.

Лев Соловьёв, «Сапожники», 1875, холст, масло, 42 х 48. ГТГ, Москва Изображены сестра художника В.Г. Лобкова и её муж Е.Ф. Лобков.

«Но что же насчёт «картины Репина: «Приплыли»?» — спросит нас внимательный читатель. Просим прощения за долгое отступление, возвращаемся к заявленной теме статьи. Итак, в рамках цикла жанровых картин герой нашего рассказа создаёт полотно с весьма ироничной и полной лукавого, но доброго озорства композицией.

«Монахи. Не туда заехали» 1870, фрагмент

На ней запечатлены женщины, купающиеся в реке. Некоторые уже успели сбросить одежду и погрузиться в воду, другие входят в неё, третьи всё ещё находятся на берегу. И на всё это великолепие молча взирают три монаха, чья лодка, увлекаемая течением реки, сделала их невольными созерцателями красоты. На лице молодого инока, держащего вёсла — оторопь и нерешительность, а вот более пожилой монах понимающе и чуть смущённо улыбается сложившейся курьёзности ситуации, в которую невольно оказался вовлечён.

«Монахи. Не туда заехали» 1870, фрагмент

И быть бы Соловьёву прославленным в веках своей остроумной художественной находкой, не расположи музейная администрация его картину рядом с работами Репина. Посетители, не давшие себе труда разобраться в авторстве полотна, приписали его создание Илье Ефимовичу, а заодно и сократили название произведения до лаконичного «Приплыли!». Вот так лучшее (по мнению большинства современных критиков) жанровое произведение Соловьёва обрело всенародную любовь и славу, став афоризмом. Вот только автором нарицательного: «приплыли» народная молва сделала не его, а более именитого коллегу. А жаль! Ведь имя Льва Григорьевича известно лишь узкому кругу экспертов и любителей живописи; было бы отрадно, если бы творческое наследие замечательного художника, а также в высшей степени достойного человека, посвятившего себя русской культуре и воспитанию блестящих мастеров нового поколения, было бы увековечено в широко известной присказке. Ведь ничто не привлекает внимание и не призывает ближе познакомиться с творчеством того или иного мастера, чем народная любовь и молва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *