Неудобья в земельном кодексе

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

См. все связанные документы >>>

1. В Земельном кодексе РФ глава о землях сельскохозяйственного назначения неспроста располагается первой среди глав, посвященных отдельным категориям земель: сельскохозяйственные земли являются наиболее важными и самыми ценными среди всех земель. В сельском хозяйстве земля выступает в качестве основного средства производства, при этом используется такое уникальное ее качество, как продуктивность — способность к воспроизводству сельскохозяйственных растений. Соответственно, законодательством установлен ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, перевода их в другую категорию, осуществлением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

Комментируемая статья не содержит детального определения земель сельскохозяйственного назначения; основной критерий отнесения земель к данной категории соответствует их основному целевому назначению — использование для нужд сельского хозяйства. При этом точного определения сельскохозяйственных нужд, как и собственно сельского хозяйства, в законодательстве также не существует; сельскохозяйственным производством, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в целях данного Закона), признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Перечень продукции, относимой в соответствии с указанным Законом к сельскохозяйственной, утверждается Постановлением Правительства РФ.

Однако обычно в земельном законодательстве использование земли в сельскохозяйственных целях понимается шире: производство растениеводческой и животноводческой продукции любыми субъектами — и сельскохозяйственными организациями, и гражданами — и в любых объемах (в том числе если указанная продукция производится гражданами для собственного потребления), а также деятельность, обеспечивающая такое производство: например, сенокошение и пастьба скота, размещение сельскохозяйственных построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т.п. В статье 78 комментируемого Кодекса указано более подробно, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Однако, как видим, исчерпывающего перечня таких целей не установлено, и установить их, видимо, невозможно, поскольку сельское хозяйство включает в себя многообразную деятельность — это и звероводство, и прудовое рыбоводство, и организация хранения производимой продукции, и ее первичной переработки, и многое другое.

Сельскохозяйственная деятельность может осуществляться не только на землях сельскохозяйственного назначения.

Так, например, земельные участки личных подсобных хозяйств делятся на приусадебные и полевые наделы (см. комментарий к ст. 78); первые находятся в черте населенного пункта, вторые — за этой чертой. Соответственно, данные земельные участки относятся к разным категориям земель и их правовой режим отличается.

На землях населенных пунктов — в городе, поселке, селе — в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования, в которые входят, например, индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки расположенных на территории населенного пункта сельскохозяйственных организаций.

Главный принцип, по которому названные земли отделяются от земель сельскохозяйственного назначения, — это их нахождение в пределах границы населенного пункта, на что указано и в п. 1 комментируемой статьи. Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; они не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Использование земельных участков в сельскохозяйственных целях на иных кроме сельскохозяйственного назначения категориях земель носит второстепенный по отношению к основному целевому назначению той или иной категории и чаще всего временный характер.

Так, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ). Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства (п. 6 ст. 87 ЗК РФ). На полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта свободные земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования (подп. 3 п. 2 ст. 90 ЗК РФ), при этом в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление распашки земли и выпаса скота .

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» // СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385.

В соответствии с новым Лесным кодексом РФ (ст. 38) лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности; на таких лесных участках допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся не только земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но и земли, предназначенные для этих целей: в составе данной категории земель имеется фонд перераспределения, в который входят земельные участки, права на которые граждан или юридических лиц по разным установленным законом причинам прекратились и которые подлежат предоставлению для сельскохозяйственного использования (см. комментарий к ст. 80). Кроме того, временно неиспользуемые земли, в частности занятые так называемыми неудобьями (например, оврагами), имеются в составе земельных участков, уже предоставленных для сельскохозяйственного использования, и подлежат вовлечению в хозяйственный оборот.

Земельный кодекс закрепляет лишь основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Этот Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Однако необходимо иметь в виду, что данный Закон не распространяется на участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятые зданиями, строениями и сооружениями.

Отношения по поводу участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируют также Федеральные законы: от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 ноября 2006 г.), от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Ряд вопросов оборота земель сельскохозяйственного назначения регулируется законодательством субъектов РФ. Большинством из них приняты специальные законы, в которых, в частности, устанавливаются: случаи бесплатной передачи гражданам на праве общей собственности земельных участков из сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования; перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли; случаи безвозмездного предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, а также бесплатной передачи религиозным организациям земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования; цена, по которой сельскохозяйственные организации и лица, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, могут приобрести в собственность земельные участки или права аренды земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом, согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не допускается принятие субъектами РФ законов и иных нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому такие дополнительные правила и ограничения, если они содержатся в нормативном акте субъекта РФ, недействительны.

2. Земли сельскохозяйственного назначения неоднородны по своему составу и значению. В их составе есть, например, участки, занятые хозяйственными постройками аграрных предприятий, дорогами, а также неудобьями (овраги, балки, болота, гари). Поэтому законодательство разделяет сельскохозяйственные угодья и все остальные сельскохозяйственные земли.

Сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями) составляют основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения. Это лучшие, продуктивные земли, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства, поэтому Земельным кодексом установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см. комментарий к ст. 85 ЗК РФ).

Кроме того, на сельскохозяйственных землях могут находиться водоемы и лесопосадки.

Такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, если они находятся на землях сельскохозяйственного назначения, включаются в состав этих земель, а не земель водного фонда. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ расположенные в границах земельного участка пруды и обводненные карьеры принадлежат на праве собственности тому же субъекту, которому принадлежит данный земельный участок (все остальные водные объекты находятся в федеральной собственности), и могут отчуждаться только вместе с земельным участком.

Понятия лесных насаждений Лесной кодекс РФ не определяет, но судя по тексту отдельных его статей (например, ст. 16) можно сделать вывод, что под ними понимаются деревья, кустарники и лианы в лесах. В соответствии с данным Кодексом леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (п. 2 ст. 6 ЛК РФ). Следовательно, если на землях сельскохозяйственного назначения располагаются леса, они используются для нужд сельского хозяйства, т.е. в данном случае приоритетным является ведение сельскохозяйственного производства, а леса исполняют главным образом функцию защиты земель от неблагоприятного воздействия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Понятие земель сельскохозяйствен­ного назначения

Земельный кодекс в ст. 77 определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предна­значенные для этих целей. Таким образом, основным критерием от­несения земель к категории сельскохозяйственных является их назна­чение — использование для ведения сельскохозяйственного производ­ства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и живот­новодческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кустарниковой растительности, строи­тельство помещений для переработки и хранения сельскохозяйствен­ной продукции, организация опытных участков для проведения сор­тоиспытания сельскохозяйственных культур и др. — непосредственно связаны с указанной основной целью.

Важное практическое значение имеет специальное указание в Зе­мельном кодексе РФ на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за чертой по­селений. Дело в том, что на территории сел, поселков, городов и дру­гих населенных пунктов также имеются земли, используемые в сель­скохозяйственных целях, — приусадебные хозяйства жителей, огоро­ды, овощеводческие, цветоводческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций. На такие земельные участки распростра­няется правовой режим земель поселений, в составе которых выделя­ются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного ис­пользования (см. главу учебника о землях поселений).

Следует иметь в виду, что участки земель, используемые в сель­скохозяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой режим со­ответствующей категории земель.


Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория зе­мель, в состав которой входят .лучшие, плодородные земли, состав­ляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля ис­пользуется не только как пространственно-операционный базис для

э- 259

размещения тех или иных объектов, но как основное средство произ­водства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охра­не. В 1998 г. принят специальный закон — «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения», которым определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель (подробнее см. главу 9).

При разработке Земельного кодекса РФ наиболее острые дискус­сии вызвал вопрос о регулировании оборота именно сельскохозяйст­венных земель. Требовалось установить такие условия осуществления сделок с этими землями, которые исключали бы возможность их раз­базаривания, нерационального использования, перевода в другие кате­гории, и в то же время обеспечить возможность наиболее полного осуществления прав на земли сельскохозяйственными организациями, крестьянскими хозяйствами и иными гражданами, учитывая реально существующие права сельских тружеников на земельные доли, полу­ченные ими в ходе аграрной реформы (о земельных долях будет ска­зано ниже). Все это обусловило принятие решения о более детальной проработке вопросов использования сельскохозяйственных земель и издание специального нормативного акта — Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе­ния». Поэтому Земельный кодекс детально правовой режим земель сельскохозяйственного назначения не регулирует, во многих случаях давая отсылки к данному Закону.

Состав земельСостав земель сельскохозяйственного назна-

сельскохозяйствен-чения неоднороден. Лучшие, наиболее цен­ного назначенияные из них — это сельскохозяйственные уго­дья, на которых, собственно, и произрастает

продукция аграрного производства. Поэтому законодательством уста­новлен особый режим их предоставления, использования и изъятия, о чем далее будет сказано более подробно. Остальные сельскохозяйст­венные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер. Они заняты внутрихозяйственными дорогами (т. е. подъезд­ными путями к различным подразделениям сельскохозяйственных предприятий; дороги и магистрали между населенными пунктами от­носятся к землям транспорта), коммуникациями, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хране­ния и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В со­став земель сельскохозяйственного назначения входят также располо­женные на земельных участках пруды и обводненные карьеры.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения за­щиты земель от неблагоприятного воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной раститель­ности. Рубки такой растительности должны обеспечивать улучшение ее состояния и выполнение ею своих функций (ст. 134 Лесного кодекса РФ). Следует отличать древесно-кустарниковую растительность на сель-260

екохозяйственных землях от противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных лесонасаждений на землях природоохранного назначе­ния (см. ст. 103 Лесного кодекса РФ). Первая в правовом смысле к ле-сам не относится, и право собственности на нее переходит вместе с правом на земельный участок, тогда как купля-продажа участков лес­ного фонда по закону запрещена.

Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются также гак называемые неудобья: это овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель. Они подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья. Субъекты прав наЗемельный кодекс в ст. 78 устанавливает земельные участкикруг лиц, которые могут использовать земли

сельскохозяйст-сельскохозяйственного назначения. Это: венного назначенияграждане, в том числе ведущие крестьянские

(фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственные общества и товарищества, производственные коо­перативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

некоммерческие организации, в том числе потребительские коопе­ративы, религиозные организации;

казачьи общества;

опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учеб­но-производственные подразделения научно-исследовательских орга­низаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профи­ля и общеобразовательных учреждений;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и разви­тия их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Приведенный перечень не является ограничительным: в нем вы­делены те граждане, объединения граждан и юридические лица, кото­рые являются основными пользователями земель сельскохозяйствен­ного назначения, однако заниматься выращиванием сельскохозяйст­венной продукции и пользоваться для этих целей участками земли на том или ином праве могут любые граждане, коммерческие и неком­мерческие организации. Ограничения установлены законом только для иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Указанные лица в соответствии с Федеральным законом об обо­роте земель сельскохозяйственного назначения могут владеть и поль­зоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

фондВ состав земель сельскохозяйственного на-

перераспреде-значения согласно формулировке ст. 77 3 К

ления земельвходят как земли, предоставленные для нужд

сельского хозяйства, так и предназначенные

для этих целей. Временно не предоставленные никому земельные уча­стки сельскохозяйственного назначения находятся в фонде перерас­пределения.

Впервые о необходимости создания специальных фондов для пе­рераспределения сельскохозяйственных земель было упомянуто еще в Законе о земельной реформе 1990 г. Он установил, что в процессе осуществления земельной реформы решениями местных органов вла­сти может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участ­ками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэф­фективно используемых, а также выбывших из оборота или переве­денных в менее ценные угодья; из этих фондов в первоочередном по­рядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства. Создание таких фондов было особенно важным потому, что в тех условиях, когда ставилась задача массового форми­рования фермерских хозяйств, необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяй­ственных предприятий и не имели права на получение земельной доли.

Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных ме­рах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было предпи­сано включить в фонды перераспределения земель участки, остаю­щиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяй­ственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно чет­ко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохо­зяйственными землями. А ст. 96 прежнего Земельного кодекса гласи­ла, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодатель­ством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохо­зяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т. е. их це­левое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных, целей.

Поэтому чрезвычайно важным является указание в п. 1 ст. 80 но­вого Земельного кодекса на то, что фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородни­чества, сенокошения, выпаса скота. А согласно п. 3 этой же статьи использование земель фонда перераспределения осуществляет­ся в соответствии со ст. 78 ЗК РФ, т. е. они предоставляются всем указанным в данной статье лицам, о которых шла речь в предыдущем разделе настоящего параграфа.

Земельный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень источ­ников поступления земель в фонд перераспределения. Изучение этого перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это 262

предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т. п. Перечень нключает те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены граждан­ским и земельным законодательством. Создание же фонда перерас­пределения имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использова­нием. Итак, земельные участки сельскохозяйственного назначения по­ступают в фонд перераспределения земель:

1) при добровольном отказе от земельного участка (условия и по­
рядок такого отказа регламентированы ст. 53 ЗК РФ);

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо
ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники
лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наслед­
ства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства. В
этих случаях в соответствии с гражданским законодательством земель­
ный участок получает статус выморочного имущества и переходит в
собственность государства (ст. 1151 ГК РФ);

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях,
предусмотренных Земельным кодексом и другими федеральными за­
конами.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по не­скольким основаниям. Изъятие земель для государственных или му­ниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, по ос­нованиям, указанным в ст. 49 Земельного кодекса. При этом у собст­венника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. 279—282 ГК РФ). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умыш­ленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК РФ). Возможно также принудительное лишение прав на зе­мельный участок в случае его ненадлежащего использования или ис­пользования не в соответствии с его назначением (ст. 284—287 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).

Подробно основания прекращения прав на землю рассмотрены в соответствующей главе.учебника.

Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодек­са Российской Федерации» установлено (п. И ст. 3), что с момента вступления Земельного кодекса в силу в фонд перераспределения зе­мель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодек­са в силу в фондах перераспределения земель, образованных в соот­ветствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осущест­влению земельной реформы в РСФСР».

Земельный кодекс установил, что сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются общедоступными. Это очень важно, так как в соответствии с этими сведениями граждане будут ре­шать вопросы о создании новых садоводческих товариществ, возмож­ности получения участка для личного подсобного хозяйства; сельско­хозяйственные коммерческие организации и фермеры смогут выку­пить дополнительные участки у государства. При этом имеет значение

расположение и качество имеющихся в фонде участков. Поэтому ме­стные землеустроительные органы обязаны предоставлять соответст­вующие данные всем заинтересованным лицам, а также публиковать в местной прессе сведения о поступающих в фонд и предоставляемых из фонда землях.

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса не переданные в ча­стную собственность земельные участки государственного фонда пере­распределения земель могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — Глава 14. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;казачьими обществами;опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
1. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.2 —
3. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 80. Фонд перераспределения земель
1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства
1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *