Обязанности помощника воспитателя

На заметку родителям и педагогам. Что входит в обязанности помощника воспитателя в детском саду?

Помощник воспитателя детского сада – это младший педагогический персонал, по-другому – няня. Организовывать игры, трудовую и воспитательную деятельность, помогать с едой, следить за порядком, соблюдением режима и расписания, поддерживать чистоту, сопровождать на прогулках, обеспечивать комфортное пребывание детей в саду – вот задачи такого сотрудника. Далее в статье мы расскажем все о том, что входит в обязанности такого работника, а также опишем другие трудовые нюансы.

Должностная инструкция

О том, что должен делать помощник воспитателя, пишется в должной инструкции. Она существует для того, чтобы каждый работник четко понимал свои задачи, меру ответственности, а родитель мог бы проверить соответствие няни требованиям.

Каждое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) адаптирует типовую инструкцию под свои нужды (руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции в ДОУ”). В этом документе должны быть прописаны:

  1. Общие положения. Здесь указывается, что инструкция разработана по требованиям ФГОС дошкольного образования. В этом пункте прописывают, кто назначает и снимает с должности няню; какие требования предъявляются к образованию сотрудника; кому он подчиняется; в соответствие с какими законами действует.
  2. Должностные обязанности. Это пункт посвящен непосредственно тем задачам, которые входят в круг помощника воспитателя.
  3. Права работника. Здесь прописывают гражданские и профессиональные права, например, что няня может потребовать положенный интвентарь или форменную одежду, может сообщать о необходимости ремонта оборудования и пр.
  4. Ответственность. Указывается, за что конкретно отвечает помощник воспитателя, какое наказание понесет в случае неисполнения, за что может быть оштрафован или уволен.
  5. Взаимоотношения. Связи с другими работниками. Этот пункт описывает регламент трудового дня и отдыха работника, разъясняет – с кем и по каким вопросам няня может взаимодействовать, о чем должна информировать начальство и родителей.
  6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции. Здесь указывается, когда и кто может изменять должностную инструкцию, а также, в какой момент она начинает действовать.

Экземпляры заверяются заведующим дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и помощником воспитателя – с другой, каждая сторона хранит подписанный документ у себя.

Основные требования, квалификация

Помощнику воспитателя нужно обладать средним (полным) общим образованием и профессиональной подготовкой по направлению «Образование и педагогика». К трудовому стажу требования не предъявляются. Нужны следующие профессиональные навыки и умения:

  • Хорошие организационные навыки.
  • Умение работать с детьми, организовывать их учебную и досуговую деятельность.
  • Навыки регулировки конфликтов.
  • Умение наладить взаимопонимание с детьми и их родителями.

Няня должна обладать такими качествами, как:

  1. Вежливость.
  2. Чистоплотность.
  3. Аккуратность.
  4. Исполнительность.
  5. Терпеливость, покладистость.

Что входит в функции помощника воспитателя в детском садике?

Главная задача няни – оказать помощь старшему воспитателю:

  • В процессе воспитания детей.
  • В создании благоприятного эмоционального климата в коллективе.
  • Во время самых разных занятий: физических, трудовых, умственных.

Няня также занимается следующим:

  1. Сервирует столы в младших группах.
  2. Помогает при раздаче еды, а детям – во время приема пищи, убирает и моет посуду.
  3. Готовит детям воду для умывания.
  4. Маленьких детей подмывает при необходимости, меняет им одежду, помогает раздеться и одеться.
  5. Сопровождает воспитанников на прогулке.
  6. Проверяет игровые снаряды.
  7. Планирует и организует ежедневную работу в группах.
  8. Следит за порядком и за тем, как соблюдается распорядок.
  9. Следит за чистотой, за тем, чтобы все СНИПы соблюдались, чтобы в помещении было чисто и уютно.
  10. Контролирует чистоту полотенец, готовит кипяченую воду для питья.
  11. Подчиняется требованиям заведующего, врача, завхоза – сотрудников, связанных с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
  12. Устраивает уборку в комнатах – чистит ковры, столы, убирает санузлы.
  13. Следит за чистотой постельного белья и меняет его.
  14. Следит за детьми во время дневного сна.

Общие положения

Согласно общим положениям должностной инструкции, заведующий детским садом назначает няню, ему и подчиняется помощник воспитателя. Няня обязана выполнять требования инструкции, а также требования заведующего хозяйственной частью и воспитателя.

В своей работе руководствоваться:

  • Конституцией РФ, законом «Об образовании».
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования (ФГОС ДО).
  • Уставом и другими внутренними документами ДОУ, трудовому договору.

Рабочий день

Рабочий день у няни – полный, по 6 часов 5 дней в неделю. Это входит в нормы графика, утвержденного с учетом 40-часовой рабочей недели. Его согласовывает администрация дошкольного учреждения. Также няня обязана участвовать в тех мероприятиях (обязательных и входящих в план ДОУ), на которые не установлены нормы выработки.

Права

Няня имеет все права, записанные в Трудовом кодексе РФ, в Федеральным законе «Об образовании в РФ» и в «Типовом положении о дошкольной образовательной организации», в Уставе учреждения и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Помощник воспитателя также имеет право:

  1. Вносить предложения по улучшению воспитательного и образовательного процессов.
  2. Требовать от администрации создания тех условий, которые нужны, чтобы исполнять должностные обязанности.
  3. Вносить предложения о том, как лучше поощрять сотрудников – деньгами или морально.
  4. Отстаивать свою профессиональную честь и человеческое достоинство, знакомиться с возможными жалобами, давать по ним объяснения.
  5. Требовать наличия инвентаря и спецодежды.
  6. Давать информацию администрации о необходимости закупа оборудования, материалов, о ремонте игрушек и пр.

Ответственность

  • Няня несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение их прав и свобод в полной мере в рамках законодательства РФ. За несоблюдение правил должностной инструкции предусмотрена ответственность трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Если няня совершает какие-то противоправные действия во время работы, то будет отвечать по всей строгости уголовного и гражданского законодательства РФ. Эти же документы предписывают помощнику воспитателя материальную ответственность. За не вовремя пройденный медосмотр также предусмотрена ответственность.
  • Если няня нарушает устав детского сада или должностную инструкцию, к ней предъявляют дисциплинарное взыскание по статье 192 ТК РФ.
  • Если хотя бы раз помощник воспитателя применил к детям силу или методы психологического насилия (а также любые другие аморальные поступки), его можно освободить от занимаемой должности (согласно трудовому законодательству и ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Может ли нянечка подменять воспитателя?

Няня помогает воспитателю во всех задачах, которые непосредственно связаны с воспитанием детей и с организационными вопросами. Она может подменять воспитателя, когда его нет. Но поскольку от помощника по должностной инструкции не требуется педагогического образования, няня не может взять на себя полноценную роль воспитателя, а именно – вести образовательную деятельность.

Это возможно в тех случаях, когда у няни есть определенная профессиональная квалификация, подтвержденная документами.

Что должен знать этот сотрудник детского сада?

  1. Няня должна соблюдать “Конвенцию о правах ребенка”, уметь налаживать контакт с детьми и родителями; разбираться в основах педагогики и психологии, теории и методики воспитательной деятельности.
  2. Нужно также знать законы РФ, законодательные акты и законы, в которых прописаны образовательные нормы.
  3. Няня обязана верно действовать во время чрезвычайных ситуаций и помогать воспитанникам, должна знать, как действовать, чтобы не причинить вред жизни и здоровью ребенка.
  4. В ее круг знаний должны входить правила пожарной безопасности, трудовые нормативы.

Какие претензии часто предъявляют родители?

В 2013 году Госинспекция Министерства образования составил топ-жалоб от родителей на помощников воспитателей. В тройке самых распространенных претензий оказались:

  1. Няня ругается.
  2. Приходит в сад больной.
  3. Курит.

Также родители очень часто жалуются на грубость со стороны помощников воспитателей по отношению к детям, на недосмотр за посудой и бельем, на придирчивость к конкретному ребенку.

Пожаловаться на няню заведующей детского сада или в вышестоящие органы можно в случаях, если:

  • Помощник воспитателя постоянно нарушает профессиональные обязанности.
  • Проявляет халатность в отношении к воспитанникам.
  • Применяет угрозы или физическую силу к детям.

Подробнее о педагогах в ДОУ, в том числе о личностных и профессиональных качествах воспитателя, о его правах и обязанностях подробно рассказано на нашем сайте.

Какие функции нянечка не обязана выполнять?

Няня не обязана выполнять те функции, которые не прописаны в должностной инструкции. Например, она не должна вести образовательные занятия, лично ремонтировать игрушки и оборудование, проводить собрания с родителями.

Как быть, если сотрудник не выполняет свои обязанности?

Если помощник воспитателя плохо или совсем не выполняет свои профессиональные обязанности, можно написать личную или коллективную жалобу на имя заведующего детского сада, если изменений не произошло, обратиться письменно в Управление образования, Министерство образования, в Роспотребнадзор.

Прежде, чем писать жалобу, рекомендуется понаблюдать за работой няни, чтобы удостовериться в верности полученных от ребенка или родителей сведений, в систематичности нарушений. Затем переговорить с ней наедине.

В некоторых детских садах помощники воспитателя выполняют также функции уборщиц и дворников. Они обязаны это делать только на основании трудового договора, должностных инструкций и внутренних правил. Основная же обязанность няни – всеобъемлющая помощь воспитателю, воспитательная, но не образовательная деятельность.

Что входит в обязанности помощника воспитателя детского сада

Обеспечение порядка

Обеспечение гигиены помещений группы – одна из обязанностей помощника воспитателя. Он должен осуществлять уборку помещений согласно графика уборки. График уборки помещений составляется на основании санитарных норм. Контроль за их соблюдением возлагается на медицинский персонал детского сада.
Помощник воспитателя доставляет еду из пищеблока в группу. Кроме того, он оказывает помощь в организации питания детей, а именно осуществляет сервировку столов, порционную раздачу блюд, уборку и мытье посуды. Для обеспечения условий помощнику воспитателя по мытью и хранению посуды в группе предусмотрена отдельная моечная.
В группах ясельного возраста в обязанности помощника воспитателя входит уход за малышами. При необходимости он должен подмыть ребенка, заменить ему одежду, грязную сложить в отдельный пакет.
В спальне помощник воспитателя периодически осуществляет смену постельного белья. Грязное белье складывается в специальный мешок и доставляется в прачечную. Чистое постельное белье хранится в отдельном шкафу. Полотенца детей и персонала группы также подлежат своевременной замене.

Помощь педагогам

Помощник воспитателя работает в тесной связи с педагогами группы. Он помогает осуществлять режимные моменты. Обучение детей сервировке стола, навыкам самообслуживания – все это входит в его обязанности.
Один из важных моментов – организация детей. Помощник воспитателя использует при этом различные педагогические методы и приемы. Для обучения младшего педагогического персонала методической службой детского сада проводятся регулярные занятия в форме семинаров-практикумов, консультаций, индивидуальных бесед. Таким образом, помощники воспитателя имеют возможность не только получить новые знания, но и обменяться опытом работы с детьми. В работе с родителями воспитанников помощник воспитателя играет большую роль. Прямое общение с ними позволяет наиболее успешно выстроить образовательный процесс с детьми.
В организации прогулки помощник воспитателя также принимает непосредственное участие, подготавливает игровое оборудование. Кроме того, он помогает готовить участок для прогулки детей — осуществляет уборку участка, пролив песка.
В подготовке и проведении общегрупповых мероприятий помощник воспитателя принимает активное участие. Он может выступить в качестве игрового персонажа на утреннике, а также оказать помощь в изготовлении необходимых атрибутов.

Типовая должностная инструкция помощника воспитателя

Должностная инструкция помощника воспитателя

1. Общие положения

1.1. На должность помощника воспитателя принимаются лица не моложе 18 лет, имеющие медицинское заключение.
1.2. Помощник воспитателя подчиняется заведующего детским садом и воспитателю, работает под руководством завхоза..
1.3. Принимается на должность и освобождается от работы приказом заведующего детским садом.
1.4. Продолжительность рабочей недели — 40 часов в неделю. Работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.5. Продолжительность очередного отпуска составляет 28 календарных дней.
1.6. Проходит ежеквартальный медицинский осмотр.
1.7. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности
2.1. Проводит своевременную уборку групповой комнаты, спальни, прихожей и других площадей влажным способом два раза в день.
2.2. Согласно графику проветривает помещения, строго контролирует дезинфекционную обработку посуды и соблюдает дезинфекционный режим группы при карантине.
2.3. Помогает воспитателю одевать и раздевать детей на прогулку, сон и другие мероприятия
2.4. Совместно с воспитателем проводит работу по воспитанию детей (предъявляя общие требования по указанию воспитателя): привитию культурно-гигиенических навыков во время еды, умывания, одевания и т.д. Учит детей правильно сервировать стол, аккуратно заправлять постель.
2.5. Помогает воспитателю в подготовке к занятиям и уборке после них, помогает разводить детей по подгруппам на занятия.
2.6. Следит за чистотой детских полотенец и постельного белья, согласно графику меняет белье, своевременно вместе с воспитателем маркирует белье, следит за сохранностью имущества группы.
2.7. В случае неисправности мебели и другого оборудования своевременно делает заявку.
2.8. Получает питание с пищеблока строго по графику, надевает спецодежду, пищу в группу приносит в закрытой посуде.
2.9. Категорически запрещается брать детей на пищеблок.
2.10. Запрещается оставлять без присмотра пищу в местах, доступных детям.
2.11. Моет окна два раза в год.
2.12. Поддерживает санитарно-гигиенический режим в группе.
2.13. Заменяет заболевших воспитателей в случае необходимости.
2.14. Выполняет требования руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя.
2.15. При отсутствии рабочего на кухне помогает повару.
2.16. Во время производственных мероприятий, проводимых в тихий час с участием воспитателя, находится с детьми.

3. Помощник воспитателя должен знать

3.1. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения.
3.2. Санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря.
3.3. Правила санитарии и гигиены.
3.4. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной безопасности.

4. Права

4.1. Требовать улучшений условий труда.
4.2. Требовать своевременного и качественного ремонта оборудования.
4.3. Требовать своевременного обеспечения инвентарем и спецодеждой.
4.4. Может работать в двух группах с оплатой до двух ставок, иметь подработку в размере 30% от ставки и т.д.
4.5. Имеет другие права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

5. Ответственность

Несет ответственность:
5.1. За жизнь и здоровье детей закрепленной группы
5.2. За сохранность вещей детей.
5.3. За сохранность оборудования и инвентаря в группе.
5.4. За соблюдение инструкций по технике безопасности.
5.5. За соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья детей.
5.6 За исполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ___ Подпись ____

Сколько получает помощник воспитателя в детском саду
(2016/2017 год)

У помощника воспитателя детского сада работа сложная и ответственная, работа с самым дорогим — детьми. Как же вознаграждается этот труд в государственных дошкольных учреждениях? Давайте проведем небольшой анализ заработных плат нянечек в детских садах в различных регионах.

Анастасия: По новому закону с 1 июля 2016 добавили МРОТ (минимальный размер оплаты труда), минималка стала 7500, ну и — вычиты из этой суммы уберите. А была 5 400 руб. зарплата!

Марина: Смотря в каком регионе — в Москве средняя заработная плата нянечки — 15 000 рублей, в Нижегородской области — 7 500 рублей. В Подмосковье — 12 000 руб. получает помощник воспитателя в детском саду.

Анжелла: Помощник воспитателя в детском саду в Пермском крае получает — 10 000 руб.

Анна: В Москве в частных детских садах зарплата у нянечки 20-22 000 рублей, сама изучала объявления. По сравнению с регионом, это значительно больше, но в общем тоже маленькая оплата. Особенно для приезжих, которым на эти деньги нужно еще и жилье снимать, которое стоит в среднем 30 000 руб. в месяц за однокомнатную квартиру.

_______________________

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игрушки по низким ценам в специализированном магазине для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru.

Помощник воспитателя: суть его работы в детском саду

Современные детские сады – это организации, предоставляющие ребенку возможности для собственного развития и познания окружающего мира. В штат специалистов детского сада входят воспитатели, логопеды, психологи и прочие профессионалы. Их заслуги в заложении основ для будущего ребенка невозможно недооценить. Но есть и специалисты, работа которых незаметна, но очень важна. Это помощники воспитателя.

Обязанности помощника воспитателя

Главная задача помощника воспитателя – оказать необходимую помощь и поддержку своему более квалифицированному коллеге, тем самым позволив ему максимально продуктивно организовать деятельность детей в группе.

В перечень обязанностей данного специалиста необходимо внести следующее:

  1. проведение уборки и санитарной обработки помещений;

  2. помощь воспитателю при проведении занятий, подготовке к прогулке;

  3. обучение детей принципам сервировки стола, культуры питания;

  4. следить за состоянием детских полотенец и постельного белья, при необходимости заменять на новые;

  5. выход в качестве замены воспитателя;

  6. по мере возникновения необходимости оказание помощи старшему воспитателю, медсестре, а также руководству;

  7. следить за детьми во время тихого часа, оказание помощи.

Для того, чтобы исполнять свой трудовой функционал, помощник воспитателя должен знать:

  • установленный в учреждении распорядок труда;

  • нормативы содержания помещений, а также используемого оборудования;

  • принципы работы с детьми дошкольного возраста.

Необходимо также отметить, что данный специалист несет непосредственную ответственность за жизнь и состояние здоровье группы, за сохранность детских вещей, а также необходимого оборудования и инвентаря.

Требования к профессии помощник воспитателя

Работать в данной должности могут только совершеннолетние, прошедшие специальную подготовку и ознакомившиеся с перечнем обязанностей. Кроме того, для начала самостоятельной работы специалисту необходимо оформить медицинскую книжку (если ранее она не была оформлена, а если была – проверить актуальность, при необходимости вновь пройти специалистов).

В данной профессии есть и свои медицинские противопоказания, к которым относятся серьезные аллергические реакции и психические расстройства.

Кроме того, стоит отметить и тот факт, что на специалиста может быть оказано негативное влияние от следующих производственных факторов:

  • порезы;

  • химические ожоги;

  • травмы.

Помощник воспитателя должен обладать хорошими организаторскими навыками и уметь находить подход к детям. Без этих качеств он не сможет помочь коллеге проводить занятия и планировать распорядок дня дошкольников.

Где выучиться профессии помощник воспитателя?

На сегодняшний день для того, чтобы работать помощником воспитателя в дошкольном образовательном учреждении необязательно иметь профильное образование. Хотя диплом о наличии среднего специального или высшего образования может стать отличным подспорьем для развития карьеры в данной сфере.

Стоит отметить и тот факт, что все-таки предпочтение работодатель отдает кандидатам, которые имеют педагогические или психологическое образование. Достаточно часто на данную должность трудоустраивают студентов заочных отделений данных направлений. А уже после получения диплома они могут претендовать на другую должность.

Можно отметить и еще одну особенность данной профессии в рамках российских реалий. Раньше достаточно часто должность помощника воспитателя занимали матери детей. Это происходило из-за нехватки мест в детских садах.

Перспективы карьерного роста профессии помощник воспитателя

Любая деятельность в области педагогики и образования предполагает не только наличие профильного образования, но и своевременного подтверждения своей квалификации, освоения новых тенденций в области. Иными словами, для того, чтобы развиваться в области дошкольного образования необходимо получить соответствующее образование. Помощник воспитателя может стать младшим воспитателем, потом старшим воспитателем. Если же он получит образовать психолога, логопеда или дефектолога, ему предложат подобную должность.

И, конечно же, всегда есть возможности развиваться не в области образования, а управления дошкольным образовательным учреждением. Но опять-таки специалисту необходимо будет пройти соответствующую подготовку и получить должное образование.

При этом необходимо отметить, что внутри самой профессии помощник воспитателя какое-либо развитие не предусмотрено. Но на сегодняшний день представители данной профессии могут становиться участниками различных профессиональных конкурсов.

Личностные качества профессии помощник воспитателя

В первую очередь для того, чтобы работать с детьми необходимо любить детей. Без желания учить и воспитывать занимать данную должность невозможно.

Также в перечень необходимых качеств можно внести следующее:

  1. терпеливость;

  2. стрессоустойчивость;

  3. воспитанность;

  4. вежливость;

  5. коммуникабельность;

  6. ответственность;

  7. аккуратность;

  8. пунктуальность;

  9. умение работать в команде.

Средняя зарплата помощников воспитателя

Пусть работа помощника воспитателя и крайне ответственна, но представители данной профессии имеют низкий уровень дохода. В среднем помощник воспитателя зарабатывает около 20 000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии помощник воспитателя

К числу положительных аспектов профессии необходимо отнести следующее:

  • востребованность;
  • возможности карьерного роста;

  • возможность работать без профильного образования или с незаконченным образованием.

Минусами профессии являются:

  • большая ответственность;

  • низкий уровень заработной платы.

Должностная инструкция помощника воспитателя ДОУ (профстандарт)

Должностная инструкция
помощника воспитателя детского сада по профстандарту

1.1. Настоящая должностная инструкция помощника воспитателя ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с Профстандартом «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)», утвержденным приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 756н от 5 декабря 2018 г; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г в редакции от 21 января 2019 года; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция помощника воспитателя детского сада по профстандарту регламентирует основные трудовые функции, должностные обязанности, права и ответственность работника в ДОУ, а также взаимоотношения и связи по должности помощника воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. К образованию и обучению помощника воспитателя предъявляются следующие требования: среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. К опыту практической работы требования не предъявляются.
1.4. Помощник воспитателя принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации. Непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, выполняет свои должностные обязанности согласно должностной инструкции по профстандарту под руководством воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Особыми условиями допуска к работе помощника воспитателя являются:

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • соблюдение условий, изложенных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
  • прохождение обучения оказанию первой помощи детям дошкольного возраста.

1.6. В своей профессиональной деятельности помощник воспитателя ДОУ руководствуется должностной инструкцией, составленной на основе профстандарта, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, Указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся дошкольного образования и воспитания. Также, сотрудник руководствуется:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными в дошкольном образовательном учреждении;
  • Коллективным договором;
  • приказами и распоряжениями заведующего детским садом;
  • Трудовым договором и Договором, заключенным с родителями (законными представителями) ребенка и др.;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • инструкцией по охране труда для помощника воспитателя детского сада.

1.7. В своей профессиональной деятельности помощник воспитателя ДОУ должен знать:

  • законодательство о правах ребенка;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • требования охраны труда и пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
  • инструкцию по охране жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • трудовое законодательство Российской федерации в части его касающейся.

1.7.1. при осуществлении ухода за детьми младенческого возраста (до 1 года):

  • требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах дошкольного образовательного учреждения;
  • современные методы и средства ухода за детьми младенческого возраста;
  • содержание деятельности по уходу за детьми младенческого возраста;
  • способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними;
  • развивающие игры и упражнения для детей младенческого возраста;
  • формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста с учетом группы здоровья и укреплению их здоровья;
  • способы оказания первой помощи детям младенческого возраста;
  • способы обеспечения безопасности деятельности детей младенческого возраста в дошкольном образовательном учреждении.

1.7.2. при осуществлении ухода за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет):

  • требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах детского сада;
  • содержание деятельности по уходу за детьми раннего возраста;
  • формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья;
  • приемы оказания помощи детям раннего возраста в самообслуживании;
  • способы осуществления деятельности по уходу за детьми раннего возраста;
  • способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей раннего возраста в организации ухода за ними в ДОУ;
  • способы оказания первой помощи детям раннего возраста;
  • способы обеспечения безопасности деятельности детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

1.7.3. при осуществлении присмотра за детьми дошкольного возраста от 3 лет:

  • требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах дошкольного образовательного учреждения;
  • формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет;
  • способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет детского сада;
  • подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет);
  • формы и методы проведения оздоровительных мероприятий в ДОУ, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья;
  • способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании;
  • формы и методы формирования у воспитанников детского сада опыта соблюдения правил здорового образа жизни;
  • способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет в дошкольном образовательном учреждении;
  • способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет.

1.7.4. при осуществлении присмотра за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами:

  • требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольных образовательных организациях разных типов;
  • подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий и прогулок;
  • формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья;
  • формы и методы формирования у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов опыта соблюдения правил здорового образа жизни;
  • способы осуществления деятельности по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • способы поддержания положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними;
  • способы оказания первой помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
  • способы обеспечения безопасности деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

1.8. В своей профессиональной деятельности помощник воспитателя ДОУ должен уметь:

  • выполнять установленные требования охраны труда и пожарной безопасности;
  • выполнять требования инструкции по охране жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении.

1.8.1. при осуществлении ухода за детьми младенческого возраста (до 1 года):

  • осуществлять присмотр за детьми младенческого возраста в ДОУ с целью обеспечения их безопасности;
  • осуществлять уход за детьми младенческого возраста с соблюдением санитарно-гигиенического режима;
  • осуществлять подготовку и проведение кормления детей младенческого возраста в дошкольном образовательном учреждении;
  • проводить замену белья и одежды детей младенческого возраста по мере необходимости;
  • проводить развивающие игры и упражнения с детьми младенческого возраста в детском саду;
  • устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния;
  • учитывать индивидуальные потребности и особенности детей младенческого возраста в организации ухода за ними;
  • следить за соблюдением гигиены детей младенческого возраста и проводить гигиенические процедуры;
  • оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста и укреплению их здоровья;
  • оказывать первую помощь детям младенческого возраста, осуществлять вызов медицинских служб или медицинских работников.

1.8.2. при осуществлении ухода за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет):

  • осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня, утвержденным в ДОУ;
  • осуществлять подготовку к приему пищи детьми, оказывать им помощь в приеме пищи и приучать к самостоятельному приему пищи;
  • осуществлять присмотр за детьми раннего возраста в дошкольной образовательной организации с целью обеспечения их безопасности;
  • осуществлять организацию полноценного отдыха, сна детей раннего возраста, присмотр за ними во время сна, оказывать им помощь в подготовке ко сну;
  • устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния;
  • учитывать индивидуальные потребности и особенности детей раннего возраста в организации ухода за ними;
  • организовывать подвижные, развивающие игры с воспитанниками раннего возраста в помещении детского сада и на свежем воздухе;
  • оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья;
  • оказывать помощь детям раннего возраста в самообслуживании, при гигиенических процедурах;
  • оказывать первую помощь детям раннего возраста, осуществлять вызов медицинских служб или медицинских работников.

1.8.3. при осуществлении присмотра за детьми дошкольного возраста от 3 лет:

  • устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста от 3 лет с учетом их физического и психического состояния;
  • осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста от 3 лет с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми детского сада;
  • осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок;
  • организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет) в группе дошкольного образовательного учреждения;
  • организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна;
  • проводить подвижные, развивающие игры с воспитанниками дошкольного возраста (от 3 лет);
  • оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи);
  • оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий в ДОУ, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья;
  • оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или медицинских работников.

1.8.4. при осуществлении присмотра за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами:

  • осуществлять деятельность по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их физического и психического состояния;
  • учитывать индивидуальные потребности и особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними;
  • учитывать индивидуальные особенности при сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках, в ходе творческих занятий и развивающих игр;
  • наблюдать за взаимодействием здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поддерживать их положительные взаимоотношения;
  • использовать технические средства реабилитации при организации ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • организовывать полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна;
  • оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей;
  • оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей;
  • оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий по назначению педиатра, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья;
  • оказывать первую помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ и детям-инвалидам, осуществлять вызов медицинских служб, медицинских работников.

1.9. Помощник воспитателя детского сада должен строго соблюдать свою должностную инструкцию, составленную с учетом профстандарта, пройти обучение и иметь соответствующие навыки в оказании первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.


скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)

33 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 10 января 2020 года

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями помощника воспитателя в ДОУ являются:
2.1. Присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении.
2.1.1. Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года).
2.1.2. Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет).
2.1.3. Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет.
2.1.4. Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами.

3. Должностные обязанности помощника воспитателя

Помощник воспитателя в ДОУ имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции по уходу за детьми младенческого возраста (до 1 года) осуществляет:

  • смену белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня, утвержденным в дошкольном образовательном учреждении;
  • приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста в группе детского сада;
  • осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста;
  • укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна;
  • проведение развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении дошкольного образовательного учреждения и на свежем воздухе.

3.2. В рамках трудовой функции по уходу за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) осуществляет:

  • смену белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости;
  • помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи;
  • помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах в дошкольном образовательном учреждении;
  • организация сна детей раннего возраста;
  • проведение подвижных, развивающих игр с воспитанниками ДОУ раннего возраста в помещении дошкольного образовательного учреждения и на свежем воздухе.

3.3. В рамках трудовой функции по присмотру за детьми дошкольного возраста от 3 лет осуществляет:

  • помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости;
  • помощь воспитанникам в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи;
  • помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены;
  • присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна;
  • проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) в помещении и на территории детского сада;
  • сопровождение воспитанников дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях;
  • контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми дошкольного образовательного учреждения с целью обеспечения их безопасности.

3.4. В рамках трудовой функции по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами:

  • оказывает помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости;
  • оказывает помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей;
  • оказывает помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей;
  • организовывает полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, выполняет присмотр за ними во время сна;
  • сопровождает детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей;
  • сопровождает детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках.

3.5. В рамках поддержания требуемого санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек помощник воспитателя осуществляет:

  • доставку пищи с пищеблока (кухни) ДОУ в группу строго согласно графику в закрытой таре, раздает пищу воспитанникам (вместе с воспитателем), выполняет уборку и мытье посуды;
  • санитарную обработку детских столов и посуды непосредственно перед каждым приемом пищи;
  • смену постельного белья по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю, маркировку белья и полотенец;
  • санитарную обработку игрушек;
  • мытье дверей шкафов, детской мебели в группе минимум два раза в месяц;
  • проветривание помещений в соответствии с утвержденным графиком во время отсутствия воспитанников детского сада;
  • влажную уборку групповых комнат минимум два раза в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
  • влажную уборку в спальных комнатах после дневного сна;
  • влажную уборку приемной и иных помещений влажным способом 2 раза в день;
  • чистку ковров влажной щеткой и с использованием пылесоса;
  • мытье окон не менее 2 раз в год;
  • ежедневную гигиеническую обработку санузлов не менее 2 раз в день, детских горшков (при наличии) после каждого применения согласно действующим требованиям СанПиН;
  • генеральную уборку всех помещений группы детского сада один раз в месяц (согласно графику) с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
  • дополнительные мероприятия, соответствующие действующим требованиям СанПиН при неблагоприятной эпидемической ситуации, контроль дезинфекционной обработки посуды и соблюдение дезинфекционного режима группы дошкольного образовательного учреждения во время карантина.

3.6. Помощник воспитателя в детском саду организует:

  • разовые поручения для младших групп в рамках общественно-полезного труда, а также общественно полезный труд детей старших и подготовительных групп, оказывает детям требуемую помощь;
  • соблюдение воспитанниками всех требований по охране труда;
  • работу по освоению детьми правил поведения за столом;
  • сервировку детских столов вместе с воспитанниками старшего возраста;
  • осуществляет контроль чистоты полотенец и наличия в группе кипяченой воды для питья.

3.7. Осуществляет помощь воспитателю группы:

  • в проведении с детьми гигиенических и закаливающих процедур;
  • в проведении проверки и подготовки участка на территории дошкольного образовательного учреждения для безопасной прогулки;
  • в одевании и раздевании детей для прогулки, организации сна и иных мероприятий;
  • выводит и заводит воспитанников дошкольного образовательного учреждения с прогулки;
  • в проведении работы по привитию культурных и гигиенических навыков при приеме еды, умывании, одевании и т.д.
  • в подготовке к занятиям и проведению уборки после них, разведению воспитанников по подгруппам для занятий;
  • в подготовке праздников и организации досуга детей группы;
  • присматривает за детьми при отсутствии воспитателя в группе по уважительной причине.

3.8. Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности детей, в работе, направленной на предупреждение неправильного поведения и вредных привычек у детей.
3.9. Содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка, способствует развитию общения детей, решению возникших проблем в общении с воспитанниками в группе.
3.10. Содействует созданию благоприятных условий для адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.
3.11. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и такт в общении с детьми и их родителями (законными представителями).
3.12. Осуществляет информирование родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения о самочувствии их детей.
3.13. Соблюдает соответствующий порядок на своем рабочем месте, бережно и аккуратно использует имущество дошкольного образовательного учреждения.
3.14. Соблюдает должностную инструкцию помощника воспитателя по профстандарту, личные права и свободы воспитанников ДОУ, указанные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенические нормы и правила, Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в дошкольном образовательном учреждении.
3.15. Проходит ежегодный медицинский осмотр согласно графику, утвержденному в дошкольном образовательном учреждении.
3.16. Оперативно оказывает первую помощь при травмировании ребенка, несчастном случае с воспитанником или работником детского сада, информирует заведующего о факте несчастного случая, о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью детей дошкольного образовательного учреждения.
3.17. Выполняет требования заведующего ДОУ, медицинского работника и воспитателя, которые связаны с профессиональной деятельностью помощника воспитателя, охраной жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении.


скачать: пакет Положений для ДОУ
51 положение пакетом или поштучно. Дата обновления: 11.05.2019г

4. Права

4.1. Помощник воспитателя в пределах своей компетенции имеет право:

  • вносить свои предложения по усовершенствованию условий образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
  • знакомиться с проектами решений заведующего детским садом, которые относятся к его профессиональной деятельности;
  • на создание условий администрацией ДОУ, необходимых для осуществления профессиональных обязанностей;
  • принимать участие в деятельности органов самоуправления дошкольным образовательным учреждением.

4.2. Вносить предложения о поощрении, моральном или материальном стимулировании сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
4.3. Защищать свою профессиональную честь и достоинство, знакомиться с жалобами и иными документами, которые в той или иной мере содержат оценку его деятельности, предоставлять по ним пояснения.
4.4. Требовать своевременного обеспечения необходимым инвентарем, индивидуальными средствами защиты, спецодеждой.
4.5. Предоставлять информацию заместителю заведующего по административно-хозяйственной части (завхозу) о приобретении требуемых для выполнения своих должностных обязанностей материалов и средств, о необходимости выполнения ремонтных работ оборудования, инвентаря и помещения группы.
4.6. Использовать все права, относящиеся к режиму рабочего времени, отдыха и отпусков, социальному обеспечению, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка, учредительными документами, Коллективным договором и трудовым законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность

5.1. Помощник воспитателя ДОУ несет персональную ответственность:

  • за жизнь и здоровье воспитанников во время ухода и присмотра в помещениях, на площадке, на прогулке и экскурсиях, выходе и выезде с детьми за пределы дошкольного образовательного учреждения;
  • за несоблюдение инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников;
  • за нарушение прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • за неоказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации детского сада несчастного случая;
  • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении;
  • за несвоевременное прохождение медосмотра.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции помощника воспитателя ДОУ, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детского сада, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего, в том числе за не использование предоставленных прав, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка помощник воспитателя может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, а также режима в группе воспитанников помощник воспитателя несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей помощник воспитателя несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Помощник воспитателя ДОУ:
6.1. Осуществляет свою деятельность в режиме нормированного рабочего дня согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим дошкольным образовательным учреждением, принимает участие в обязательных плановых мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.
6.2. Ставит в известность воспитателя, заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) о недостатках в обеспечении условий по уходу и присмотру за детьми. Вносит конкретные предложения по ликвидации выявленных недостатков, по оптимизации работы помощника воспитателя в дошкольной образовательной организации.
6.3. Получает от администрации материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под подпись.
6.4. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию помощника воспитателя детского сада, выполняет указания медицинского работника.
6.5. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к деятельности помощника воспитателя, с педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Оперативно информирует заведующего ДОУ о несчастных случаях, заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) — об аварийных ситуациях в системах водоснабжения, канализации, вентиляции, электроснабжения и отопления.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у работника.
7.3. Факт ознакомления помощника воспитателя с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего детским садом, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на воспитателя детского сада, который в свою очередь руководствуется должностной инструкцией воспитателя ДОУ по профстандарту.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/


скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
33 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 10 января 2020 года

скачать: пакет Положений для ДОУ
51 положение пакетом или поштучно. Дата обновления: 11.05.2019г

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции работников ДОУ по профстандарту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *