Оценка имущества судебным приставом

Содержание

Как происходит оценка имущества должника

Вопрос.Как происходит оценка имущества должника?

Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки: (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

— недвижимого имущества;

— ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

— имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

— драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

— коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

— предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

— вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

— в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

— назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

— выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам (далее — организатор торговли на рынке ценных бумаг), а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В случае истечения срока, в течение которого рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть рекомендована для совершения сделки, в течение одного месяца со дня истечения указанного срока проводится повторная оценка имущества должника. (часть восьмая введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

Начальник отдела организации исполнительного производства

УФССП России по Забайкальскому краю Юлия Гусева

Оценка имущества приставами: когда нужна, как проводится, можно ли оспорить

Одним из основных способов исполнения судебных актов является обращение взыскания на имущество должника. Это может быть недвижимость, автотранспорт, драгоценности и ценные бумаги, иные дорогостоящие активы. Чтобы определить начальную стоимость для торгов или цену имущества, передаваемого взыскателю, в исполнительном производстве назначается оценка. О правилах проведения процедуры оценки, способах защиты должника и взыскателя, читайте в этом материале.

Когда нужна оценка имущества приставами по исполнительному производству

Оценка представляет собой определение реальной стоимости имущественных активов. Обычно таким показателем является цена, за которую вещи, предметы или объекты можно продать на рынке. Профессиональная оценочная деятельность может осуществляться организациями и частными экспертами, состоящими в СРО, имеющими квалификационные аттестаты. В рамках исполнительного производства ряд полномочий по оценке предоставлен сотрудникам ФССП, хотя они не относятся к профессиональным субъектам оценочной деятельности.

Оценка имущества по исполнительному производству проводится в следующих случаях:

  • для определения соразмерности арестованного имущества и суммы задолженности (нельзя наложить арест на активы, если их рыночная цена несоразмерна требованиям взыскателя);
  • для определения начальной цены при реализации через торги, через специализированную организацию;
  • для оспаривания постановления пристава об оценке, если с ней несогласны взыскатели или должники;
  • для определения цены вещей и предметов, передаваемых напрямую взыскателю в счет погашения долга.

Обратите внимание! Если по решению суда должник обязан передать взыскателю определенную вещь, оценка может не понадобиться. Однако стоимость имущества может быть существенно увеличена за счет ремонта или иных вложений должника. В этом случае по результатам оценки можно определить сумму, которую взыскателю придется выплатить должнику.

Для проведения оценочных мероприятий не нужно подавать какие-либо заявления. Специалист ФССП, ведущий производство, сам провести оценку или пригласить профессионального эксперта, направить сторонам копию постановления. Однако при несогласии с порядком определения стоимости, либо с итоговой ценой, взыскатель и должник могут требовать привлечения независимого оценщика. Все расходы будет нести инициатор оценки.

Можно ли реализовать имущество без оценки?

В статье 85 Закона № 229-ФЗ есть прямое и однозначное указание – для имущества, которое будет направлено на реализацию, оценка является обязательной. Из этого следует, что на арестованные вещи и предметы проводить расчет рыночной стоимости необязательно. Например, законодательство содержит ряд исключений, при которых имущество можно арестовать, но нельзя реализовать. Типичным примером является единственное жилье должника и его семьи. Так как продать через торги такой объект нельзя (кроме обращения взыскания на ипотечную квартиру), пристав не обязан его оценивать.

Где применяются результаты оценки

В соответствие с Законом № 229-ФЗ, результаты оценки имущества судебными приставами будут применяться:

  • как начальная цена для организации торгов (для этого постановление об оценке передается вместе с имуществом в специализированную организацию);
  • как цена для реализации имущества без торгов (по объявлениям через СМИ, путем прямых предложений покупателю);
  • для зачета стоимости имущества, переданного непосредственно взыскателю;
  • для определения разницы, которую взыскатель должен вернуть должнику при получении имущества в натуре.

Определение рыночной стоимости может потребоваться при замене арестованных вещей и предметов на другое (равнозначное) имущество. Такое ходатайство может подать должник, хотя пристав не обязан его удовлетворять. Что подтвердить, что интересы взыскателя не будут нарушены заменой, можно заказать оценку через независимого эксперта, представить заключение или отчет приставу.

Способы оценки имущества в исполнительном производстве

В федеральном законе № 229-ФЗ предусмотрено всего два варианта оценки имущества – непосредственно судебным приставом, либо профессиональным оценщиком. Специальный вариант применяется для установления рыночной стоимости ценных бумаг. Для этого специалист ФССП делает запрос организатору торгов (фондовой биржи), где обращаются ценные бумаги.

Оценка судебным приставом

Чтобы понять, когда пристав может сам провести оценку, нужно смотреть статью 85 Закона № 229-ФЗ. В ней есть 7 пунктов, по которым обязательно привлекается профессиональный оценщик. Если вещь или предмет не подпадает под этот перечень, специалист ФССП вправе сам рассчитать рыночную стоимость. Типичным примером является движимое имущество, чья предварительная стоимость не превышает 30 тыс. руб.

Для проведения оценки пристав использует Методические рекомендации, утвержденные Приказом ФССП от 24.07.2013 № 01-9. Алгоритм оценки заключается в следующем:

  • сбор и анализ информации, документов о характеристиках и целевом назначении вещи, годе изготовления, износе;
  • поиск объекта-аналога, в отношении которого есть общедоступные сведения о цене (сравниваются экономические, технические, материальные и другие характеристики);
  • использование сравнительного подхода для расчета рыночной стоимости имущества (сравниваются существенные и дополнительные показатели, влияющие на цену);
  • издание постановления с указанием стоимости вещей или предметов, направление копии документа сторонам по делу.

Информацию об объектах-аналогах пристав может получать в СМИ, у организаторов торгов, в специализированной организации по продаже арестованного имущества. Все запросы о характеристиках объектов-аналогов должны быть в материалах производства, так как пристав обязан обосновать свои выводы.

Привлечение профессионального оценщика

Если стороны производства не согласны со стоимостными показателями, указанными в постановлении пристава, они могут требовать привлечения профессионального оценщика. Как указывалось выше, все расходы на такие услуги будет нести инициатор требования. Также сотрудник ФССП обязан привлекать оценщиков для расчета цены наследующие активы:

  • любые виды недвижимости (участки, гаражи, дома, здания, квартиры, ОНС и т.д.);
  • акции, облигации и другие ценные бумаги, если они не обращаются на свободном рынке или на организованных фондовых торгах (например, сюда входят акции АО, если они не выпускались в свободную продажу);
  • имущественные права, в том числе дебиторская задолженность;
  • драгоценные металлы и камни, товары с их использованием (не входят в эту группу металлические счета в банках, привязанные к курсовой стоимости металлов);
  • коллекционные дензнаки, чья реальная стоимость не совпадает с номиналом;
  • вещи с исторической или художественной ценностью (картины, скульптуры, антиквариат и т.д.);
  • активы, чья предварительная стоимость выше 30 тыс. руб.

Обычно у подразделений ФССП есть долгосрочные договоры с экспертными организациями или частными оценщиками. Расходы на оказание таких услуг будут взысканы с должника после завершения исполнительного производства и реализации имущества. Для определения рыночной стоимости также проводится сравнение характеристик и цен, а эксперт в натуре осматривает вещи, предметы и объекты. В акте, который пристав передает оценщику, должна быть указана примерная цена объекта.

Могут ли взыскатель и должник привлечь своего оценщика

Могут, но только в рамках оспаривания постановления пристава и результатов работы оценщика. Поэтому изначально специалист ФССП назначает эксперта из заранее отобранного списка. В этом случае проверяется, нет ли заинтересованности или родственных связей со сторонами по делу, иных оснований для отвода. Если взыскатели и должники не согласны с результатами оценки, они могут просить привлечь специалиста, состоящего в СРО оценщиков.

Сроки оценки имущества судебным приставом

В Законе № 229-ФЗ указано несколько процессуальных сроков, имеющих прямое отношение к оценке имущественных активов:

  • пристав обязан привлечь профессионального оценщика не позднее месяца после обнаружения вещей и предметов должника;
  • срок проведения оценки будет указан в постановлении специалиста ФССП. так как зависит от перечня активов, их характеристик и места расположения;
  • в течение 3-х дней после получения отчета об оценке сотрудник ФССП обязан издать постановление, указать в нем рыночную стоимость;
  • не позднее одного дня после издания постановления, его копия направляется сторонам по делу;
  • в течение 10 дней после получения информации об оценке взыскатели и должники могут ее оспорить через суд.

Период действия оценочного отчета не превышает трех месяцев. Если этот срок истек, а пристав не успел реализовать активы, будет проводиться повторный расчет рыночной стоимости.

Что делать если не согласен с оценкой имущества приставами

Взыскатель всегда заинтересован в как можно меньшей цене имущества, чтобы оно гарантированно нашло покупателя на торгах. Должник, напротив, почти всегда уверен в умышленном занижении стоимости его активов. Для защиты интересов стороны могут требовать повторной оценки, либо оспаривать постановление пристава, отчет оценщика.

Если специалист ФССП сам проводил расчет рыночной стоимости, его постановление можно обжаловать в порядке подчиненности, либо через суд. На это сторонам дается не более 10 дней. Если расчеты проводил профессиональный эксперт, оспорить оценку можно только в суде.

Оспаривание оценки через суд

Обратиться в суд для оспаривания оценки можно в течение 10 дней. Этот срок считается с момента получения копии постановления, либо передачи информации об оценке другим способом. Алгоритм действия для оспаривания в судебном порядке заключается в следующем:

  • нужно самостоятельно заказать независимую оценку (если это возможно), либо подготовить доказательства о несоответствии стоимости имущества рыночной цене;
  • заявление подается в суд по месту совершения исполнительных действий;
  • если заявитель не смог заказать оценку до подачи иска, можно представить соответствующее ходатайство в суд.

Обратите внимание! При возникновении сомнений в выводах оценщиков, суд вправе назначить товароведческую, экономическую или другую экспертизу. Расходы на ее проведение будет нести бюджет. Однако если заявление останется без удовлетворения, суд взыщет сумму затрат с заявителя.

При успешном оспаривании суд укажет надлежащую рыночную стоимость имущества. Пристав будет обязан указать ее в постановлении, применять при реализации активов должника через торги, либо при передаче их взыскателю.

Случаи обязательной оценки имущества

ООО «Оценочная компания «Юрдис»

Если вы решили поучаствовать в приватизации государственного или муниципального имущества, купить или продать объект недвижимости и/или земельный участок, передать имущество в качестве залога для целей ипотечного кредитования, получить наследство, получить страховую выплату по ОСАГО или столкнулись с банкротством предприятия, то у вас возникнет необходимость проведения обязательной оценки вашего движимого или недвижимого имущества.

Случаи обязательного проведения оценки регламентируются не только законодательством об оценочной деятельности, но и указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями Министерств и ведомств, постановлениями и распоряжениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1. Оценка объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

(ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

  • при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

  • при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

  • при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

  • при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

  • при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

  • при национализации имущества;

  • при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

  • при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

  • при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

  • при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

2. Оценка взноса в уставный капитал хозяйственных обществ.

а) Оценка взносов в уставный капитал акционерных обществ, осуществляемых в неденежной форме (п. 3 ст. 34 «Оплата акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества при их размещении» Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

б) Оценка взносов в уставный капитал в обществах с ограниченной ответственностью, осуществляемых в неденежной форме (п. 1 ст. 15 «Оплата долей в уставном капитале общества» Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

  • При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости вносимого в уставный капитал акционерного общества имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

  • Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.

в) Оценка вклада участника хозяйственного общества (п. 6 ст. 66 «Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

  • Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

  • Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

г) Оценка вкладов иностранных инвесторов в уставные (складочные капиталы) (ст. 6 «Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации» Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

3. Оценка объектов для залога.

а) Оценка имущества, передаваемого в залог (п. 1 ст 339. «Договор о залоге, его форма и регистрация» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

В договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом.

б) Оценка при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц (п. 1 ст. 9 «Содержание договора об ипотеке» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.

в) Оценка предприятия для целей ипотеки (п. 3 ст. 70 «Ипотека предприятия как имущественного комплекса» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

  • Состав передаваемого в ипотеку относящегося к предприятию имущества и оценка его стоимости определяются на основе полной инвентаризации данного имущества. Акт инвентаризации, бухгалтерский баланс и заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества, относящегося к предприятию, являются обязательными приложениями к договору об ипотеке.

  • В случаях, если проведение оценки является обязательным в силу закона, отчет об оценке имущества, относящегося к предприятию, также является обязательным приложением к договору.

г) Оценка закладной (п. 1 ст. 14 «Содержание закладной» Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости»).

Закладная на момент ее выдачи первоначальному залогодержателю органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, должна содержать подтвержденную заключением оценщика денежную оценку имущества, на которое установлена ипотека.

4. Оценка акций акционерных обществ для их обязательного выкупа по требованию акционеров

(п. 3 ст. 75 «Выкуп акций обществом по требованию акционеров» и п. 2 ст. 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества» Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

  • Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.

  • Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости является обязательным для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций.

5. Оценка при банкротстве.

а) Оценка части имущества должника (п. 1 ст. 111 «Продажа части имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В случаях, предусмотренных планом внешнего управления, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже части имущества должника.

б) Оценка имущества должника конкурсным управляющим (п. 2 ст. 129 «Полномочия конкурсного управляющего» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

в) Оценка имущества должника (п. 1 и 2 ст. 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

  • Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

  • Отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника-унитарного предприятия либо имущества должника-акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.

г) Оценка имущества должника для продажи (п. 3 ст. 139 «Продажа имущества должника» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Только после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.

д) Оценка имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций (п. 1 ст. 179 «Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

При продаже имущества и имущественных прав должника-сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий для проведения оценки имущества привлекает оценщиков. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

е) Оценка имущества физических лиц (п. 1 ст. 207 «Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Временный управляющий до рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве физлица обязан обеспечить проведение оценки его имущества.

ё) Оценка имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 ст. 222 «Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий для проведения оценки имущества привлекает оценщиков. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

6. Оценка наследства.

а) Оценка для целей наследования (ст. 1115 «Место открытия наследства» и п. 1 ст. 1172 «Меры по охране наследства» части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации).

  • Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

  • При отсутствии соглашения оценка наследственного имущества или той его части, в отношении которой соглашение не достигнуто, производится независимым оценщиком за счет лица, потребовавшего оценки наследственного имущества, с последующим распределением этих расходов между наследниками пропорционально стоимости полученного каждым из них наследства.

б) Оценка полученного в наследство имущества для целей определения налога на наследуемое имущество (п. 2 ст. 5 «Порядок исчисления и уплаты налога» Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12.12.1991 N 2020-1).

  • Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями.

  • Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия.

  • Оценка другого имущества производится экспертами-оценщиками.

в) Оценка наследства для целей нотариального оформления (п. 1 ст. 333.25 «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий» Федерального закона от 02.11.04 N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов»).

  • Оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации — в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства.

  • Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации — в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.

7. Приватизация государственного и муниципального имущества.

а) Оценка при приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 12 «Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

б) Оценка вкладов в уставной капитал открытых акционерных обществ государ­ственного или муниципального имущества (п. 3 ст. 25 «Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акцио­нерных обществ» Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий: оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

в) Оценка имущества федерального государственного предприятия (п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»).

Начальная цена продажи имущества на аукционе определяется предприятием на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

8. Оценка земельных участков.

а) Кадастровая оценка (ст. 66 «Оценка земли» Земельного кодекса РФ).

  • Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

  • Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

б) Оценка земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков»).

Орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка.

в) Оценка земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд (п. 2 ст. 281 «Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд» Гражданского кодекса РФ).

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

9. Оценка при размещении средств пенсионными фондами (п. 6 ст. 25 «Управление пенсионными резервами и инвестирование средств пенсионных накоплений» Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

  • Оценка недвижимого имущества, а также иного имущества, предусмотренного нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, в которое размещаются средства пенсионных резервов, осуществляется на основании договора с лицом, определенным советом фонда. Копия отчета об оценке указанного имущества представляется в специализированный депозитарий фонда и уполномоченный федеральный орган.

  • Договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, может заключаться только с физическими и юридическими лицами, которые отвечают требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и не являются аффилированными лицами фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудитора. При этом оценка имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа.

10. Оценка при размещении облигаций с залоговым обеспечением

(п. 1 ст. 27.3. «Облигации с залоговым обеспечением» Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Имущество, являющееся предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением, подлежит оценке оценщиком.

11. Оценка взносов в уставный капитал производственных кооперативов

(п. 2 ст. 10 «Паевой фонд кооператива» Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»).

Оценка паевого взноса, превышающего двести пятьдесят установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, должна быть произведена независимым оценщиком.

12. Оценка в целях соглашения о разделе продукции

(п. 4 ст. 2 «Соглашение о разделе продукции» Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

13. Оценка имущества паевых инвестиционных фондов

(ст. 37 «Оценка активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда» Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

  • Оценка недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество, иного предусмотренного нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду или составляющего паевой инвестиционный фонд, осуществляется оценщиком, определенным советом директоров (наблюдательным советом) акционерного инвестиционного фонда или указанным в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

  • Правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом может быть предусмотрена оценка имущества, передаваемого для включения в состав паевого инвестиционного фонда при формировании такого фонда, оценщиком, который не указан в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

  • Оценка имущества, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

  • Оценщиком акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда не могут быть аффилированные лица акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, аудитора акционерного инвестиционного фонда и аудитора управляющей компании паевого инвестиционного фонда.

14. Оценка транспортных средств при определении страховой выплаты по ОСАГО

(ст. 12 «Определение размера страховой выплаты» Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

  • При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

  • Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

15. Оценка имущества, ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

(п. 2 ст. 42 «Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

При определении выкупной цены земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в нее включаются рыночная стоимость указанных земельного участка и имущества, а также все убытки, причиненные собственнику указанных земельного участка и имущества их изъятием, в том числе убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

16. Оценка имущества при создании народного предприятия

(п. 1 ст. 3 «Договор о создании народного предприятия, устав народного предприятия» Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»)

Договор о создании народного предприятия должен содержать следующее: денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации.

17. Оценка имущества в целях исполнительного производства

(ст. 8 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

  • Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки

  • Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.

18. Оценка безвозмездно полученного имущества для целей отражения в бухгалтерском учете

(«Оценка имущества и обязательств» п. 23 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»).

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества). Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

«Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества»
(утв. ФССП России 24.07.2013 N 01-9)
(ред. от 08.07.2014)

Утверждаю

Директор Федеральной службы

судебных приставов —

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

24 июля 2013 г. N 01-9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества (далее — методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об оценочной деятельности), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>, Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» (далее — ФСО N 1), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)» (далее — ФСО N 2), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» (далее — ФСО N 3), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.2. Методические рекомендации подготовлены с целью организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства.

1.3. Оценка имущества должника — одно из исполнительных действий, предшествующих реализации арестованного имущества, которым в значительной степени определяется результативность мер принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 85 Закона оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

недвижимого имущества (в том числе предприятия как имущественного комплекса, объектов незавершенного строительства, земельных участков либо их долей, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и т.д.);

ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

предметов, имеющих историческую и художественную ценность;

вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

Судебный пристав-исполнитель также привлекает оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.

II. Оценка арестованного имущества

судебным приставом-исполнителем

2.1. Судебным приставом-исполнителем производится оценка имущества, стоимость которого по предварительной оценке не превышает 30 тыс. рублей.

2.2. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

2.3. Стоимость арестованного имущества, по предварительной оценке не превышающая 30 тыс. рублей, устанавливается судебным приставом-исполнителем с учетом сложившихся в регионе цен на аналогичные товары. Итоговая стоимость выражается в валюте Российской Федерации (в рублях).

2.4. Проведение оценки судебным приставом-исполнителем включает следующие этапы:

сбор и анализ информации и документов, необходимых для проведения оценки;

осуществление необходимых расчетов;

определение итогового размера рыночной стоимости объекта оценки путем вынесения постановления об оценке имущества должника.

Сбор информации и документов, необходимых для проведения оценки, осуществляется судебным приставом-исполнителем с момента наложения ареста на имущество.

2.5. В акте о наложении ареста (описи имущества) следует подробно указывать:

характеристики каждой занесенной в акт вещи (наименование, производитель, марка, модель);

отличительные признаки вещи (серийный, инвентарный или иной номер, год выпуска);

сведения о комплектности вещи (наличие принадлежностей, технического паспорта (инструкции), талона на гарантийное обслуживание, сертификата или иного документа, подтверждающего соответствие вещи обязательным требованиям и стандартам);

техническое состояние вещи (нахождение вещи в употреблении, степень износа, качество функционирования, наличие дефектов).

Судебный пристав-исполнитель также может дополнительно затребовать у должника (иного лица) информацию о состоянии вещи, дате ее приобретения и сроках эксплуатации.

2.6. Определив характеристики арестованного имущества должника, судебный пристав-исполнитель принимает меры к поиску объекта-аналога, в отношении которого имеется информация о цене. Объектом-аналогом для оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (ФСО N 1).

2.7. Для поиска объекта-аналога можно использовать сведения, содержащиеся в общедоступных источниках, в том числе информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами и биржами о результатах реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями, а также сведения, предоставленные производителями товаров.

Отдел организации работы по реализации имущества должников территориального органа ФССП России (далее — отдел организации работы по реализации имущества должников), не реже одного раза в квартал проводит мониторинг цен на товары, оценку которых потенциально могут осуществлять судебные приставы-исполнители, информацию о результатах мониторинга направляет в подразделения судебных приставов.

2.8. Для установления стоимости объекта оценки судебный пристав-исполнитель использует сравнительный подход. Сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах (ФСО N 1).

Применяя сравнительный подход к оценке, судебный пристав-исполнитель:

выбирает единицы сравнения и проводит сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения;

осуществляет согласование результатов значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам.

В случае если объект оценки полностью идентичен объекту-аналогу по выбранным судебным приставом-исполнителем единицам сравнения, то за основу принимается стоимость, равная стоимости объекта-аналога.

Если объект оценки сравнивается с несколькими полностью идентичными объектами-аналогами, то рыночная стоимость определяется как среднее арифметическое значение рыночной стоимости объектов-аналогов.

2.9. В качестве единиц сравнения в первую очередь используются существенные единицы сравнения — категория (функциональное назначение) вещи и техническое состояние вещи. Сравнение объекта оценки с объектом-аналогом может осуществляться и по иным единицам сравнения.

При невозможности подобрать объект-аналог, полностью идентичный объекту оценки, подбирается объект-аналог, идентичный по существенным единицам сравнения.

При расхождении единиц сравнения расчетная стоимость объекта оценки понижается в соответствии со шкалой корректировки стоимости имущества (приложение N 1).

2.10. По результатам определения стоимости имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества, в мотивировочной части которого указывает сведения об имуществе, оценка которого производилась, его характеристики, обстоятельства определения рыночной стоимости, полученный результат.

При вынесении указанного постановления судебному приставу-исполнителю необходимо в соответствии со статьей 36 Закона учитывать общие сроки совершения исполнительных действий.

Копия постановления об оценке имущества не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется судебным приставом-исполнителем сторонам исполнительного производства.

2.11. Оценка, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с главой 18 Закона или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В случае несогласия сторон исполнительного производства с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем, судебный пристав-исполнитель для оценки арестованного имущества привлекает оценщика, с которым территориальным органом ФССП России заключен государственный контракт на оказание услуг по оценке арестованного имущества или договор на оказание услуг по оценке арестованного имущества.

2.12. При направлении заявки на реализацию арестованного имущества, оценку которого судебный пристав-исполнитель произвел самостоятельно, старшему судебному приставу и отделу организации работы по реализации имущества должников следует в течение двух рабочих дней проверить соблюдение требований Закона, в том числе надлежащее ознакомление сторон исполнительного производства с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем.

В случае обнаружения старшим судебным приставом или отделом организации работы по реализации имущества должников несоблюдения судебным приставом-исполнителем требований Закона необходимо указать причину, вернуть судебному приставу-исполнителю заявку в целях устранения выявленных недостатков в течение двух рабочих дней.

III. Оценка арестованного имущества оценщиком

3.1. В случае привлечения оценщика для оценки вещи или имущественного права судебный пристав-исполнитель в акте о наложении ареста (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки.

3.2. Отдел организации работы по реализации имущества должников с учетом заключенного государственного контракта на оказание услуг по оценке арестованного имущества закрепляет за структурными подразделениями территориального органа ФССП России специалистов-оценщиков.

3.3. Судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней с момента составления акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве и направляет его в отдел организации работы по реализации имущества должников.

Помимо установленных статьей 14 Закона требований к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя, в постановлении об участии специалиста в исполнительном производстве указываются:

сведения о лице, привлеченном для определения стоимости арестованного имущества (Ф.И.О. специалиста);

отметка о предупреждении специалиста об установленной законодательством ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.

3.4. Отдел организации работы по реализации имущества должников в течение трех рабочих дней осуществляет проверку постановления об участии специалиста в исполнительном производстве на соответствие требованиям статьи 85 Закона и направляет его оценщику.

Постановление об участии специалиста в исполнительном производстве отзывается в случаях приостановления исполнительного производства (исполнения судебного акта), прекращения и окончания исполнительного производства.

На основании постановления об участии специалиста в исполнительном производстве территориальный орган ФССП России в лице главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или его заместителя заключает с оценщиком дополнительное соглашение к государственному контракту на оказание услуг по оценке арестованного имущества. В дополнительном соглашении устанавливается объект оценки, стоимость услуг по оценке, порядок сдачи-приема работ.

3.5. Оценщик, получив постановление об участии специалиста в исполнительном производстве, проводит оценку арестованного имущества в срок не более 10 (десяти) календарных дней, исчисляемый со дня получения документов и сведений, необходимых для проведения оценки, а в случае необходимости проведения осмотра — со дня осмотра объекта оценки.

3.6. Оценщик уведомляет судебного пристава-исполнителя о дате и времени проведения оценки объекта оценки.

Судебный пристав-исполнитель предоставляет оценщику информацию и документы, необходимые для проведения оценки, способствует получению оценщиком информации и документации, получение которой невозможно (затруднительно).

На основании письменного запроса оценщика судебный пристав-исполнитель организовывает доступ оценщика к объектам оценки. По ходатайству оценщика в случае необходимости судебным приставом-исполнителем осуществляется сопровождение специалистов оценщика при осмотре объектов оценки.

3.7. Отдел организации работы по реализации имущества должников проверяет представленный оценщиком отчет об оценке объекта на соответствие требованиям к отчету об оценке, установленным ФСО N 3.

В случае наличия замечаний или возражений к отчету об оценке объекта отдел организации работы по реализации имущества либо судебный пристав-исполнитель подают в письменном виде замечания или возражения для доработки отчета об оценке. В случае соответствия отчета об оценке требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности, отдел организации работы по реализации имущества принимает отчет об оценке.

3.8. Отчет об оценке в течение трех рабочих дней с момента его подписания направляется отделом организации работы по реализации имущества должников в соответствующее подразделение судебных приставов.

В случае обнаружения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.9 КоАП РФ, должностное лицо территориального органа ФССП России, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, составляет протокол в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России от 04.06.2012 N 07-12.

При направлении на рассмотрение мировому судье протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.9 КоАП РФ, судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 38 Закона вправе по своей инициативе отложить исполнительные действия в части оценки имущества должника на срок не более десяти дней.

3.9. В течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Не позднее трех дней со дня получения заключения оценщика по результатам отчета об оценке судебный пристав-исполнитель направляет его копию сторонам исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права, в котором разъясняется порядок и срок обжалования стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, направляет сторонам исполнительного производства его копии.

После вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий в порядке, установленном Законом.

3.10. Оценка, произведенная оценщиком, может быть рекомендована для совершения сделки в течение шести месяцев.

В случае истечения шестимесячного срока действия отчета об оценке судебный пристав-исполнитель в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлекает оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном статьей 85 Закона.

При этом отделу организации работы по реализации имущества должников следует производить учет случаев повторной оценки имущества должника, устанавливать причины истечения срока действия оценки имущества должника, в случае выявления нарушений Закона принимать в отношении лиц, допустивших необоснованное бездействие, соответствующие меры реагирования.

3.11. В случае оспаривания в судебном порядке заинтересованными лицами постановления о принятии результатов оценки (за исключением случаев оспаривания постановления по процессуальным основаниям), отчета об оценке, отдел организации работы по реализации имущества должников направляет такие отчеты, представленные оценщиком, в саморегулируемые организации оценщиков для проверки качества предоставляемых отчетов и соответствия их содержания требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае расторжения государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением оценочной организацией его условий, территориальный орган ФССП России направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обращение о включении недобросовестного оценщика в реестр недобросовестных поставщиков, по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

IV. Оспаривание постановлений судебных

приставов-исполнителей об оценке вещи или имущественного

права и (или) отчета об оценке

4.1. Абзац исключен. — Письмо ФССП России от 08.07.2014 N 0001/15.

При предъявлении в суд заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права и (или) отчета об оценке в связи с существенным занижением (завышением) стоимости арестованного имущества, нарушением методики проведения оценки и т.д., за исключением процессуальных нарушений, связанных с принятием оценки, судебный пристав-исполнитель подает (направляет) в суд, рассматривающий дело, ходатайства о замене ненадлежащего ответчика с судебного пристава-исполнителя на лицо, оказавшее услуги по оценке вещи или имущественного права, и о привлечении в судебное разбирательство в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, страховой организации, в которой застрахована ответственность оценочной организации (оценщика, индивидуального предпринимателя).

Абзацы третий — четвертый исключены. — Письмо ФССП России от 08.07.2014 N 0001/15.

4.2. В случае если по результатам судебного разбирательства постановление об оценке вещи или имущественного права признано судом незаконным (недействительным), подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России необходимо организовать работу по обжалованию в установленном порядке судебным приставом-исполнителем судебного акта, принятого не в пользу должностных лиц территориального органа ФССП России, во всех судебных инстанциях.

4.3. После вступления в законную силу судебного акта, которым постановление судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права признано незаконным (недействительным), подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России в целях проведения досудебной претензионной работы следует направлять в оценочную и страховую организации претензионное письмо с требованием возместить понесенные территориальным органом ФССП России убытки.

К претензионному письму прилагаются:

судебные акты о признании незаконным (недействительным) постановления об оценке вещи или имущественного права;

документы, подтверждающие расходы на проведение судебной экспертизы (в случае ее проведения), а также расходы на оценку арестованного имущества (оспоренной в судебном порядке и признанной незаконной (недействительной) и произведенной в связи с этим повторной оценкой арестованного имущества).

4.4. После принятия мер по досудебному урегулированию спора и в случае отказа оценочной и (или) страховой организации в досудебном порядке возместить указанные убытки (отсутствие ответа на претензионное письмо по истечении 30 дней с момента уведомления) соответствующему подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков к оценочной организации и к страховой организации.

V. Исковые заявления, вытекающие из деятельности,

связанной с проведением оценки арестованного

имущества должника

5.1. В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации в лице органа государственной власти, причинившего такой вред.

В случае предъявления искового заявления к территориальному органу ФССП России о взыскании убытков в связи с признанием незаконным (недействительным) постановления об оценке вещи или имущественного права подразделение правового обеспечения территориального органа ФССП России направляет (подает) в суд ходатайство о привлечении к участию в судебном разбирательстве в качестве ответчика ФССП России, оценочной организации, проводившей оценку арестованного имущества в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований.

5.2. В случае удовлетворения искового заявления и после вступления в законную силу судебного акта, которым с ФССП России взысканы убытки, подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует направить в оценочную и страховую организации претензионное письмо с требованием о возмещении убытков.

К претензионному письму прилагаются:

соответствующие судебные акты;

документы, подтверждающие наличие убытков, понесенных ФССП России (заверенные копии платежных поручений, подтверждающих оплату предъявленных к исполнению исполнительных документов).

5.3. После принятия мер по досудебному урегулированию спора и в случае отказа оценочной и (или) страховой организации в досудебном порядке возместить указанные убытки (отсутствие ответа на претензионное письмо по истечении 30 дней с момента его получения), соответствующему подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков к оценочной организации и к страховой организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 21.02.2012 N 12869/11, из смысла которого следует, что при неисполнении оценочной организацией обязанности по возмещению убытков, подтвержденных решениями судов, лицо, понесшее убытки, имеет возможность обратиться с требованием об их возмещении непосредственно к страховщику.

Управление организации

исполнительного производства

Как судебные приставы оценивают имущество должника.

Как судебные приставы и профессиональные оценщики оценивают имущество должника, на которое обращено взыскание, и как обжаловать результаты оценки.
Имущество должника, на которое обращено взыскание, подлежит оценке в порядке установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Оценка имущества производится самим судебным приставом-исполнителем, если стоимость имущества не превышает 30 тыс. рублей, либо с привлечением оценщика в течение одного месяца.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые вступили в силу 23 марта 2014 года, должник может самостоятельно реализовать арестованное имущество, если его рыночная стоимость не превышает 30 тыс. рублей и нет спора о его стоимости. Для этого должник должен ходатайствовать о самостоятельной реализации арестованного имущества в течение 10 дней со дня извещения об оценке. Если за это время денежные средства переводятся на депозитный счет отдела судебных приставов, арест снимается.
В каких случаях привлекают оценщиков?
Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:
недвижимого имущества;
ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
предметов, имеющих историческую и художественную ценность;
имущества, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 тысяч рублей.
имущества стоимостью до 30 тыс. рублей, если должник или взыскатель не согласны с оценкой, произведенной судебным приставом.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы по оценке арестованного имущества ФССП России, в случае привлечения оценщика судебный пристав-исполнитель в акте о наложении ареста (описи имущества) указывает ее примерную стоимость и делает отметку о предварительном характере оценки.
Чем может помочь юрист?
При сомнении в правильности проведенной оценке имущества взыскателю или должнику может потребоваться помощь юриста, чтобы обжаловать незаконное постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества и иные незаконные решения и действия (бездействие) по ст. 441 ГПК РФ. Юрист составит заявление в суд или жалобу (при внесудебном порядке обжалования). Примет участие в судебных заседаниях, заявит необходимые по делу ходатайства. Подготовит апелляционную жалобу или возражения на жалобу другой стороны.
Судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней с момента составления акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве и направляет его в отдел организации работы по реализации имущества должников.
На основании постановления об участии специалиста в исполнительном производстве территориальный орган ФССП России в лице главного судебного пристава субъекта РФ или его заместителя заключает с оценщиком дополнительное соглашение к государственному контракту на оказание услуг по оценке арестованного имущества. В дополнительном соглашении устанавливается объект оценки, стоимость услуг по оценке, порядок сдачи-приема работ.
Оценщик, получив постановление об участии специалиста в исполнительном производстве, проводит оценку арестованного имущества в срок не более 10 (десяти) календарных дней, исчисляемый со дня получения документов и сведений, необходимых для проведения оценки, а в случае необходимости проведения осмотра, со дня осмотра объекта оценки.
Отчет об оценке в течение трех рабочих дней с момента его подписания направляется отделом организации работы по реализации имущества должников в соответствующее подразделение судебных приставов.
В течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебному приставу-исполнителю рекомендуется выносить постановление об оценке вещи или имущественного права, которое должно содержать информацию о рыночной стоимости имущества с указанием реквизитов отчета об оценке. В случае истечения шестимесячного срока действия отчета об оценке судебный пристав-исполнитель в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлекает оценщика для повторной оценки имущества должника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *