Отстранили от занимаемой должности

Содержание

Отстранение от должности

Темы: КадрыОрганизация бизнесаУвольнение

В некоторых ситуациях у работодателя появляется обязанность или право на отстранение работника от занимаемой им должности. Оснований для этого много, от несоответствия по результатам аттестации до предотвращения какого-либо ущерба интересам нанимателя или других лиц. Такое действие требует наличия достаточных оснований и соблюдения определенной процедуры оформления.

Отстранение от должности или работы

Отстранение от должности — этот термин подразумевает, что работник прекращает выполнять свои обязанности по требованию нанимателя. Такая мера является временным решением, за которым следует либо продолжение трудовых отношений, либо увольнение работника.

Основанием для такого решения нанимателя могут стать действия работника (совершенные или предполагаемые), обстоятельства непреодолимой силы или отсутствие необходимых знаний, навыков и документов.

В большинстве случаев, отстранение от должности не должно превышать двухмесячного срока и закончиться по устранению причины для недопуска работника к выполнению обязанностей. Наниматель на свое усмотрение может продлить этот период еще на месяц. По окончании этого периода, если причина не устранена, то необходимо решить вопрос о продолжении трудовых отношений или увольнении.

В ТК РФ отсутствует, как таковой, перечень оснований для отстранения сотрудников от должности.

Этот термин заменен в трудовом законодательстве причинами, по которым наниматель может отстранить персонал от работы (ст. 76):

  • появление в состоянии опьянения;
  • отсутствие инструктажа по ОТ и ТБ;
  • несвоевременное прохождение медосмотра;
  • наличие противопоказаний к выполнению работы из-за состояния здоровья;
  • отсутствие необходимых разрешений, лицензий или специальных прав;
  • необходимость выполнения требований контролирующих и иных ведомств, а также судебных решений.

Вместе с тем, другие законы трактуют эти причины для отстранения от работы, как обоснование для отстранения сотрудников от должности. Так, закон о госслужбе (№ 79-ФЗ) напрямую указывает, что опьянение, непройденный инструктаж по охране труда или требование какого-либо госоргана является основанием для отстранения госслужащего от должности.

Потребовать временного отстранения могут и сотрудники силовых ведомств (УПК РФ, ст. 114), в том случае, если у них есть обоснованные подозрения, что обвиняемый по уголовному делу, продолжая выполнять должностные обязанности, уничтожит доказательства или будет препятствовать расследованию. Этот временный запрет оформляется судебным постановлением, которое наниматель обязан выполнить.

Арбитражный суд может отстранить от должностей руководителей компаний-банкротов, если они не выполняют требование законодательства о банкротстве, препятствуют деятельности управляющего или их действия наносят ущерб имуществу фирмы либо интересам кредиторов.

Отсутствие специального права или окончание срока его действия становится причиной для отстранения от должности только в том случае, когда без этого документа выполнение служебных обязанностей невозможно.

Например, изъятие ГИБДД водительского удостоверения у менеджера по сбыту не отразится критически на его должностных обязанностях. Посещать контрагентов компании он может и на такси или служебном транспорте. А вот для водителя выполнение работы без разрешения на управление машиной становится невозможным.

Другие основания для отстранения от должности

Указанный в трудовом кодексе перечень причин для отстранения от работы не является исчерпывающим. В законодательных актах, регулирующих различные сферы деятельности, могут содержаться и другие основания для отстранения от должности или работы.

Например, в законе о госслужбе (№ 79-ФЗ), указано, что причиной для временного отстранения работника может стать проверка достоверности сведений о его доходах.

Также госслужащего могут отстранить от должности на время проверки его персональных данных или урегулирования ситуации с «конфликтом интересов».

Отстранить от должности можно и единоличного директора акционерного общества, на основании принятого собранием акционеров или наблюдательным советом решения о временном приостановлении полномочий, этого должностного лица (закон об акционерных обществах № 208-ФЗ).

Решение об отстранении от должности может быть принято и в том случае, когда у работника-иностранца закончился патент на работу в России. В случае бессрочного трудового договора, отстранение от должности трактуется как временное приостановление трудовых отношений. На переоформление этого документа должно быть потрачено не более 30 дней, в противном случае трудовое соглашение расторгается.

Наниматель вправе применить временное отстранение от должности и к тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководство может не только понизить такого работника в должности или уволить его, но и дать время на повышение квалификации или повторное прохождение аттестации.

Временно отстранить сотрудника можно и на период приостановления допуска к работе с информацией ограниченного распространения. В этом случае решение вопроса зависит от того, насколько возможным является выполнение работы без доступа к таким данным.

Процедура отстранения от должности

Поскольку отстранение от должности влечет за собой негативные для работника последствия, такое решение нанимателя может быть оспорено. Поэтому важно не только тщательно обосновать применение этой меры, но и документально оформить каждый этап процедуры отстранения.

Первым ее этапом является подготовка необходимых документов для обоснования этого решения. К ним относятся:

  • постановления и предписания госорганов и судов;
  • служебные записки кадровых подразделений или непосредственного руководства отстраняемого работника;
  • акты о нарушениях;
  • протоколы аттестационных комиссий и т. д.

На основании этих документов, руководитель принимает решение об отстранении подчиненного от должности и издается соответствующий приказ. Затем с этим распоряжением ознакамливают отстраняемого работника.

В случае отказа от ознакомления, необходимо в присутствии свидетелей составить акт, в котором зафиксировать информирование работника.

Время, на которое сотрудник был отстранен от работы, засчитывается как простой, с проставлением в табеле соответствующей отметки.

После того, как причина отстранения будет устранена, приказом руководителя, сотрудник возвращается к выполнению должностных обязанностей.

Оплата за время отстранения от должности

Период, на который сотрудника отстраняют от выполнения должностных обязанностей, оформляется как простой. Поэтому оплата этого времени, в большинстве случаев, зависит от того, есть ли вина работника в сложившейся ситуации.

Простой не оплачивается, если сотрудник:

  • появился на работе в состоянии опьянения;
  • не пришел на медосмотр или инструктаж без уважительной причины;
  • совершил действия, которые привели к изъятию специального разрешения или права;
  • не прошел аттестационное испытание и т. д.

Когда вины работника в отстранении от должности нет, то простой оплачивается в соответствии с законодательством.

Например, водители не смогли вовремя пройти медицинское освидетельствование для допуска к работе из-за того, что наниматель не оплатил услуги медучреждения. В этой ситуации приступать к выполнению работы они не имеют права, поэтому простой им будет оплачен.

В некоторых ситуациях оплата за время отстранения от должности может отличаться от установленного для простоя размера.

Так госслужащий, на время проведения различных проверок, а также урегулирования вопроса с конфликтом интересов может получать свою обычную зарплату.

Если отстранение от должности произошло в рамках расследования уголовного дела, то на этот период такому работнику выплачивают пособие в размере прожиточного минимума.

Кроме того, работодатель может вместо отстранения от должности может перевести сотрудника на другую работу, где он будет получать установленную для этого рабочего места зарплату.

Например, если человек не может временно выполнять свои обязанности по медицинским показаниям, ему могут предложить подходящую работу до момента восстановления состояния здоровья.

Замена отстраненного от должности работника

После того, как работника отстранили от должности, наниматель должен решить вопрос о необходимости его временной замены. Если ситуация разрешится за пару дней и отсутствие сотрудника не скажется на функционировании компании, то можно не передавать его должностные обязанности другому работнику.

При длительном периоде отстранения служебные обязанности должен кто-то выполнять. Наниматель может предложить другим сотрудникам совместить основную работу с функционалом отстраненного работника, за дополнительную плату.

Кроме того, при длительном отсутствии основного работника из-за его отстранения можно нанять нового сотрудника по срочному трудовому договору.

Например, отстранение от должности инициировано следственными органами, длительность расследования и период отстранения может затянуться на месяцы.

В этом случае, проще нанять временного работника, а затем либо оставить его на этой должности, на постоянной основе (в случае осуждения ранее занимавшего ее сотрудника), либо уволить временно нанятого человека, после того, как на работу выйдет основной работник.

Отстранение от должности является временной мерой, причиной для которой могут стать действия работника либо сложившиеся обстоятельства. Поводом для ее применения может стать как инициатива нанимателя, так и предписания различных ведомств. В том, случае, когда обстоятельства, приведшие к отстранению сотрудника от работы невозможно устранить в разумные сроки, его либо переводят на другое место, либо увольняют.

Архипова Ольга Сергеевна

Процедура временного отстранения от занимаемой должности: основания. порядок действий и разбор особых случаев

Для отстранения от должности должны быть серьезные причины. Эта мера применяется строго только в случаях, перечисленных в двух нижеизложенных законах и в еще нескольких нормативных актах. Осуществление подобного действия без достаточных оснований наказуемо.

Нормативные акты

Отстранение от работы регламентируется ст. 76 ТК.

Руководитель организации или предприятия применяет данный способ воздействия при обстоятельствах:

  • нетрезвое состояние на работе (наркотическое или алкогольное);
  • отсутствие медаттестации, включая обязательное психиатрическое обследование;
  • отсутствие аттестации по нормам безопасности и охране труда;
  • выявление противопоказаний к выполнению трудовых обязанностей (эта причина должна подтверждаться соответствующими медицинскими документами);
  • требование органов правопорядка, судебных или иных;
  • иные случаи, указанные в законе.

Эта мера предусмотрена также Уголовно-процессуальным кодексом и регламентируется 114 статьей. О применении отстранения перед судом могут ходатайствовать следователь, получив согласие следственного отдела, или дознаватель, после согласования с прокурором.

Отстранение от должности считается временным, но проводится принудительно. Применяется в целях соблюдения законного порядка судопроизводства и является проявлением недоверия. Постановление отсылается в организацию, где работает указанное лицо.

Подразумевается вероятность того, что подозреваемый или обвиняемый будет мешать следствию:

  • мешать проведению ревизий;
  • пытаться уничтожить компрометирующие его документы;
  • может фальсифицировать документы;
  • в серьезной ситуации может оказывать давление на подчиненных;
  • производить иные действия, которые помешают суду правильно оценить ситуацию и вынести верное решение.

По рекомендации Генпрокуратуры РФ отстранение от должности может применяться в случае:

  • привлечения гражданина к уголовной ответственности за правонарушение или преступление в организации, где он работает;
  • если свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми являются его подчиненные;
  • если гражданин уже сделал попытки запутать следствие и помешать работе экспертов и следователей.

Когда можно применить данную меру принуждения?

Применения данной меры могут потребовать органы или должностные лица, имеющие полномочия, подтвержденные законодательно (ст. 76, ч.7 ТК РФ).

Предъявляется требование исключительно в письменном виде. Это может быть постановление, предписание, оформленное по установленному образцу. Если работодатель получает подобную бумагу, он имеет право проверить правомочия требующего органа.

При соответствии двум указанным пунктам ему придется издать приказ об отстранении сотрудника от работы.

Кто может выдвинуть подобное требование?

Документ такого рода могут написать небольшое количество государственных органов в лице уполномоченных граждан, занимающих соответствующие должности.

Гострудинспекция

Орган, отвечающий за соблюдение всех предписаний трудового законодательства. Обладает правом составлять и выдавать работодателям обязательные к исполнению предписания, в которых содержатся требования об исправлении ошибок и нарушений норм закона.

Это могут быть требования о восстановлении незаконно уволенных, назначении санкций лицам, допустившим нарушение законов, или отстранении их от должности.

Отстранение от должности может применяться к лицам, не прошедшим инструктаж о мерах безопасности на рабочем месте, стажировку, аттестацию и т. д. В этом случае такое предписание может написать инспектор ГИТ.

Однако согласно ст. 76, ч. 3 ТК ему придется внимательно разобраться в обстоятельствах. Если инструктаж не был пройден не по вине самого работника, то в течение всего времени простоя ему будет начисляться зарплата.

Санэпиднадзор

Государственный орган, на который возложено осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор. На основании 52 ФЗ «О благополучии населения» уполномоченные представители администрации органа могут потребовать отстранения от работы лиц, являющихся носителями опасных заболеваний, если есть риск распространения этого заболевания.

По обстоятельствам их могут временно перевести на другую должность, где вероятность заражения других людей отсутствует. Если такой возможности нет, их отстраняют от работы на определенное время, в течение которого им выплачиваются пособия.

При этом, если в полученном предписании отсутствует прямое требование об отстранении конкретного гражданина (или граждан) от должности, работодатель может принять решение об этом самостоятельно в рамках ТК. Такой вариант может содержать указание на нарушенные права работников, организации прохождения медосмотра, иные указания.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда есть некоторое число работников, не прошедших обязательную медицинскую аттестацию. Основанием будет факт отсутствия у них соответствующего документа. Однако если это произошло не по их небрежности, то весь период вынужденного простоя будет начисляться зарплата.

Судебные органы

Данная мера применяется, когда этого требует суд (ст. 29 УПК РФ о полномочиях суда). Работодатель обязан отстранить работника, если он обвиняется или подозревается в совершении преступления.

Основание для применения этой меры появляется, если гражданин привлекается к ответственности как обвиняемый или подозреваемый по делу, которое ведется в отношении иного лица.

Мнение эксперта Ирина Васильева Эксперт по гражданскому праву При отстранении чиновника высшего уровня ходатайство направляют Президенту РФ, который принимает решение по данному вопросу в течение двух суток, а затем отстраняет указанное лицо либо отказывается (ст. 114, ч. 5). Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!

Порядок оформления временного отстранения

Такая серьезная мера применяется исключительно при наличии документов, в которых перечислены причины и основания, указанные в ст. 76 ТК. Сотрудника временно освобождают от обязанностей до момента, пока причины отстранения не исчезнут.

Срок отстранения может зависеть и от иных обстоятельств. Порядок и соответствующее документальное оформление проводятся в соответствии с причинами, по которым данная мера была применена.

Общий алгоритм действий руководства следующий:

  • составляются документы, в которых указываются основания отстранения (акты о появлении в нетрезвом состоянии, отказ от медосмотра, докладные, объяснительные, предписания органов, другие);
  • на основании имеющихся бумаг издается приказ;
  • если причины такой меры признаны устраненными, издается приказ о допуске к работе;
  • сотрудника знакомят с обоими видами приказов под подпись;
  • при отказе составляется еще одна бумага — акт об отказе.

В трудовую книжку и личную карточку при этом ничего не вносится. Дни, пока работник не выполнял свои обязанности по этой причине, исключаются из стажа.

Все бумаги и основания должны тщательно проверяться, так как за незаконное отстранение от должности закон предусмотрел ответственность.

Выплачиваются ли деньги сотруднику за этот период?

Время, пока сотрудник не работал по причине отстранения, не оплачивается. Закон допускает ряд исключений, которые подробно описаны в ТК или иных законодательных актах.

В стаж, дающий право отпуска с выплатой, входят дни:

  • вынужденного простоя, если отстранение оказалось незаконным;
  • пропусков при отстранении, если медосмотр был не пройден не по вине работника.

Примеры случаев, когда деньги начисляются:

  • госслужащий может получить деньги за дни периода отстранения от работы по причине служебной проверки;
  • сотрудникам могут начисляться пособия, если отстранение происходит в порядке, предписанном ст.114, ч. 1;
  • также по обстоятельствам и на основании медицинских заключений могут начисляться пособия по временной нетрудоспособности (инфекционное заболевание). Граждане, которые определены как носители опасных заболеваний, во время отстранения получают пособие по социальному страхованию;
  • если отстранение признано незаконным, работник получает деньги как за вынужденный простой — не меньше 2/3 своей средней зарплаты. Кроме этого, работник имеет право потребовать возмещения морального вреда;
  • отстраненный от дел подозреваемый/обвиняемый имеет право на получение пособия (согласно ст. 131, ч. 2).

Особенности отстранения

Применение данной меры для некоторых категорий лиц имеет определенные дополнения и отличия.

Государственные служащие, военнослужащие

Служба государству может быть гражданской или военной. Отстранение для лиц, проходящих госслужбу, имеет некоторые нюансы.

Государственная гражданская служба имеет некоторые особенности, регламент отстранения изложен частично в ТК и некоторых федеральных законах (один из них — ФЗ 79, ст. 32). Кроме оснований, которые изложены в ТК, добавляются еще некоторые.

Одно из них — недопуск к работе в период проверок или при наличии конфликта интересов (КИ). При проверках анализируются доходы и расходы служащего (ФЗ «О противодействии коррупции»), сведения личного характера, проводятся другие виды проверок.

Конфликт интересов (КИ) — вероятная ситуация, когда личное отношение или заинтересованность вступают в конфликт с исполнением служебных обязанностей. В зависимости от занимаемой должности это может нанести вред интересам отдельных граждан, общества и даже государства.

Личная заинтересованность — это возможность обогащения любым способом, получения выгоды для себя или близких, или иных связанных с ним организаций, компаний.

Для предотвращения возникновения КИ служащий должен информировать руководство о потенциальной возможности возникновения конфликта в форме заявления. Сделать это следует на стадии отдаленного возникновения ситуации. На весь период проверок или урегулирования КИ госслужащему выплачивается денежное содержание.

Для военных отстранение от должности — это мера, применяемая к нарушителям воинской дисциплины, или если они совершили преступление. Применяется только в крайних случаях, если проступок таков, что оставаться в рядах армии человек не может — в этом контексте рассматривается также потенциальный вред, который человек может причинить.

Данное средство пресечения регламентируется ст. 50 Дисциплинарного кодекса — в случае нарушения воинской дисциплины. В случае совершения преступления — ст. 111 УПК РФ. Соответственно, отстранение происходит по решению военного прокурора или по предписанию уголовного судопроизводства.

Командир воинской части права принимать решение по этому вопросу не имеет, но при возникновении таких обстоятельств обязан незамедлительно поставить в известность уполномоченных офицеров. Когда военный суд принимает решение отстранить военнослужащего от обязанностей, копии этого решения получают командир и военное управление.

Но приказ об отстранении не издается, вместо этого служащий переводится в распоряжение соответствующего подразделения до полного решения проблемы и вынесения судебного решения. Месячное денежное довольствие в этом случае уменьшается почти втрое, потому что перестают начисляться деньги по ряду выплат, полагающихся военным.

Обвиняемые при возбуждении уголовного дела

Конституцией страны каждому гражданину дается право работать, а временное отстранение от должности в уголовном процессе его ограничивает.

Поэтому при проведении расследования следователь должен обязательно анализировать, насколько совершенное гражданином преступление связано с его служебной деятельностью, а также правильно оценивать возможный вред, который он может нанести, продолжая исполнять свои обязанности.

В основном это касается вероятности сокрытия улик, фальсификации или давления на подчиненных. В случае судебного решения о наложении взыскания в форме отстранения преследуется также и другая цель — так человеку перекрывается возможность помешать исполнению приговора.

В практике это выглядит так: шоферу, который злостно нарушает ПДД, запретят водить ТС любого вида, бухгалтеру, виновному в хищениях, придется поменять профессию.

Судьи

Отстранить судью, а точнее, приостановить его полномочия можно только коллегиально, путем созыва квалификационной комиссии, состоящей из судей. Процесс регулируется ФЗ № 246.

Возможные основания:

  • признание судьи безвестно пропавшим — при наличии решения суда;
  • возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого по делу, открытому на другое лицо;
  • выдвижение судьей своей кандидатуры на президентские выборы, в Госдуму, в муниципальные органы и т. д.

Выплаты ему продолжаются ежемесячно, если он признан пропавшим — то его семье. Возобновление его полномочий осуществляется также квалификационной комиссией.

Завуч, директор школы

Отстранение работников сферы образования проводится на основании положений ст. 76 ТК. На практике лицо, занимающее руководящий пост в школе, отстраняется от работы по решению суда при наличии уголовного дела, в котором оно фигурирует как обвиняемый или подозреваемый. Решение о досрочном освобождении директора школы проводится коллегиально. Причиной для отстранения служит также неудачная аттестация.

Генеральный директор

Процесс отстранения ответственного работника такого уровня довольно сложен и включает много моментов:

  • передача дел лицу, которое будет исполнять обязанности — обязательно составление акта с подписью обоих. Если дел и проектов много, можно собрать компетентную комиссию;
  • важно, что отстраненный директор несет ответственность за нарушения, которые допустил до отстранения;
  • следует учитывать, что четкого порядка увольнения главы организации или предприятия в законе нет, поэтому можно руководствоваться внутренним регламентом компании, учредительными документами и постановлениями, следовать общему алгоритму (описан выше);
  • составляются и издаются приказ и все соответствующие акты;
  • оплата периода проводится по общим основаниям. Если ситуация не попадает в перечень исключительных, указанных в законе, то отстраненный директор ничего не получает.

По состоянию на: 08.04.2010
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2010
Автушко Ирина Анатольевна, Бойченко Татьяна Александровна
Тема: Трудовые споры, Документы кадровой службы
Рубрика: Кадровая практика

Иногда в отношения работника и работодателя вмешиваются третьи лица, которые вправе требовать, чтобы работник был отстранен от работы. Кто наделен столь серьезными правами? Обязан ли работодатель всегда беспрекословно выполнять такие требования? На что нужно особо обратить внимание в подобных ситуациях? Давайте разбираться.

Работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Получив от того или иного органа (должностного лица) требование об отстранении работника от работы, работодателю следует убедиться, что:
1) указанное требование предъявлено органом (должностным лицом), наделенным таким полномочием в соответствии с действующим законодательством РФ;
2) требование оформлено надлежащим образом (в виде специального документа — постановления, предписания).

Если в документе прямо содержится требование об отстранении работника от работы и он отвечает вышеназванным критериям, то такой документ является основанием для издания работодателем приказа об отстранении работника от работы.

ОТСТРАНЕНИЯ ТРЕБУЕТ ГИТ

Требовать от работодателей отстранения работников от работы может сравнительно небольшое количество органов (должностных лиц). К таким органам, в частности, относятся государственные инспекции труда.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
• выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Государственный инспектор по охране труда Государственной инспекции труда в Новосибирской области проводил плановую проверку состояния охраны труда в ООО «К». В ходе проверки было выявлено нарушение: водитель электропогрузчика М. не прошел инструктаж по охране труда. В связи с этим инспектор ГИТ вынес предписание об отстранении от работы работника М. до прохождения соответствующего инструктажа.

Так как в начале проверки инспектор предъявил соответствующее удостоверение и направление Государственной инспекции труда в Новосибирской области о проведении плановой проверки состояния охраны труда в ООО «К», а выявленное нарушение действительно имело место, то требование инспектора следует признать законным и обоснованным.

В данном случае работодатель обязан отстранить работника М. от работы на основании предписания инспектора ГИТ.

При этом ч. 3 ст. 76 ТК РФ предусматривает, что по общему правилу в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется. Однако в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. Таким образом, необходимо выяснить, по какой причине водитель электропогрузчика М. не прошел инструктаж по охране труда, и в зависимости от этого решить вопрос об оплате времени отстранения.

ОТСТРАНЕНИЯ ТРЕБУЕТ САНЭПИДНАЗДОР

Направлять работодателям требования об отстранении работников от работы вправе также органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

НА № 3‘2009 Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (п. 2 ст. 33) определено: лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.

Отметим, если в полученном работодателем документе органа (должностного лица) содержится требование не об отстранении работников от работы, а об устранении нарушений законодательства, организации медосмотров работников, восстановлении их нарушенных прав и т. п., то решение об отстранении работников от работы работодатель принимает самостоятельно на основании норм действующего законодательства РФ.

Так, главный государственный санитарный врач по Новосибирской области вынес предписание ООО «Т» о необходимости организовать прохождение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров рабочих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Вопрос об отстранении от работы рабочих, не прошедших обязательный медицинский осмотр, в предписании не ставился. Во исполнение данного предписания работодатель издал приказ о прохождении указанными работниками медицинского осмотра и организовал его прохождение за свой счет.

В данном случае работодатель, руководствуясь ст. 76 ТК РФ, обязан отстранить от работы рабочих, не прошедших обязательный медицинский осмотр. При этом основанием для отстранения от работы будет не предписание проверяющего органа (абз. 7 ч. 1), а факт непрохождения работниками обязательного медицинского осмотра (абз. 4 ч. 1).

При этом ч. 3 ст. 76 ТК РФ предусматривает, что в случаях отстранения от работы работников, которые не прошли обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) не по своей вине, им производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

ОТСТРАНЕНИЯ ТРЕБУЕТ СУД

К числу органов, уполномоченных требовать от работодателя отстранения работников от работы, также относится суд. Согласно п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд, в т. ч. в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности.

В данном случае требование об отстранении от работы может быть предъявлено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.

Этот порядок не распространяется на случаи привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В таких случаях Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении данного лица от должности либо об отказе в этом (ч. 5 ст. 114 УПК РФ).

Обратите внимание!

Временное отстранение от должности является мерой процессуального принуждения и применяется в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, установленного УПК РФ

В ходатайстве, которое следователь (или дознаватель) направляет в суд, он обязан указать основания отстранения подозреваемого (обвиняемого) от должности. По смыслу уголовно-процессуального закона основанием применения в отношении подозреваемого (обвиняемого) такой меры процессуального принуждения, как временное отстранение от должности, является наличие достаточных данных полагать, что подозреваемый (обвиняемый) будет препятствовать производству по уголовному делу. В частности, подозреваемый (обвиняемый) предпринимает попытки воспрепятствовать проведению ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, других процессуальных действий, пытается фальсифицировать или уничтожить доказательства, используя при этом свое служебное положение, препятствует производству предварительного следствия путем воздействия на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении.

Генеральная прокуратура России рекомендует вопрос об отстранении лица от должности рассматривать в следующих случаях:
• данное лицо привлекается к уголовной ответственности за преступление, совершенное в организации, где оно осуществляет властные или организационно-хозяйственные функции, либо связанное с деятельностью этой организации;
• в деле в качестве потерпевших, свидетелей, обвиняемых, подозреваемых участвуют подчиненные ему по службе лица;
• со стороны привлекаемого лица имели место попытки препятство-вания с использованием своего служебного положения проведению ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, других процессуальных и следственных действий (письмо от 30.03.2004 № 36-12-04).

Цитируем документ

Статья 114. Временное отстранение от должности

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 настоящего Кодекса.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

В течение 48 часов с момента поступления указанного ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом (ч. 2 ст. 114 УПК РФ).

Так, П. работал старшим экспертом (с дислокацией в пос. Лоухи) межрайонного отделения 31-го технико-криминалистического обеспечения ГО РОВД Экспертно-криминалистического центра при МВД Республики Карелия. Ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия).

Постановлением Лоухского районного суда Республики Карелия от 07.09.2006 ходатайство следователя прокуратуры Республики Карелия о временном отстранении П. от занимаемой им должности старшего эксперта было удовлетворено. П. с постановлением суда не согласился. В кассационной жалобе он указал на нарушения закона, допущенные в ходе следствия, которое ведется уже шесть месяцев, подчеркнув, что доказательств его виновности нет. П. считал, что суд без достаточных оснований указал в постановлении, что он может продолжить заниматься преступной деятельностью в сфере незаконного оборота боеприпасов. П. отметил, что по роду деятельности прямого доступа к оружию и боеприпасам у него нет.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия, рассмотрев 12 октября 2006 г. в судебном заседании кассационную жалобу П. на постановление Лоухского районного суда Республики Карелия от 07.09.2006 о временном отстранении его от занимаемой должности, удовлетворила ее, а данное постановление отменила по следующим основаниям.

Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения применяется в соответствии со ст. 111 и 114 УПК РФ в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.

По смыслу уголовно-процессуального закона основанием применения в отношении подозреваемого (или обвиняемого) меры процессуального принуждения — временного отстранения от должности — является наличие достаточных данных полагать, что подозреваемый (обвиняемый) будет препятствовать производству по уголовному делу.

Основанием отстранения обвиняемого от должности явилась, как указано в постановлении, его возможность продолжить заниматься преступной деятельностью. Однако данное обстоятельство установлено законом в качестве основания для применения меры пресечения, а не иных мер процессуального принуждения. Предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований для применения в отношении П. в качестве меры процессуального принуждения временного отстранения от должности суд в постановлении не указал.

В рассмотренном случае постановление было отменено, поскольку в судебном заседании не были установлены обстоятельства, свидетельствующие, что работник может воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия и надлежащему исполнению приговора.

Однако возможна и другая ситуация.

Органами предварительного следствия Г., работающая старшим воспитателем муниципального образовательного учреждения «Н», подозревалась в жестоком обращении с воспитанниками детского дома. 28 февраля 2006 г. по данному факту в отношении Г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).

13 марта 2006 г. следователь с согласия прокурора обратился в суд с ходатайством о временном отстранении Г. от должности старшего воспитателя детского дома. Постановлением Заречного районного суда Свердловской области от 15.03.2006 ходатайство следователя о временном отстранении от должности подозреваемой Г. было оставлено без удовлетворения.

Проверив материалы дела в связи с принесением прокурором кассационного представления, Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда нашла указанное постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Придя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства следователя, суд сослался на то обстоятельство, что следствием не установлено неопровержимых доказательств оказания Г. воздействия на свидетелей. Не нашло подтверждения и то, что другие сотрудники детского дома находятся у нее в подчинении. Между тем в соответствии со ст. 114 УПК РФ по своему содержанию временное отстранение от должности в качестве процессуальной меры принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

Одним из оснований для отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности является возможность воспрепятствования им производству предварительного следствия, в т. ч. путем воздействия на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении.

Из представленных следователем материалов видно, что Г. работает старшим воспитателем в детском доме «Н». В ее обязанности входит контроль за выполнением режимных моментов в детском доме, за всей деятельностью детского дома, за воспитательным процессом и документацией. Она также проводит педсоветы, методобъединения, отслеживает деятельность помощников воспитателей и подчиняется непосредственно директору детдома. Приведенные обстоятельства противоречат выводу суда об отсутствии данных о нахождении других сотрудников детского дома в подчинении Г.

Кроме того, в отношении Г. возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ по факту жестокого обращения с воспитанниками детского дома, т. е. в связи с подозрением в противоправных действиях, напрямую связанных с выполняемыми ею служебными обязанностями.

Отказывая в удовлетворении ходатайства о временном отстранении подозреваемого от должности, суд не учел, что по смыслу закона одним из оснований для применения данной меры процессуального принуждения является возможность воспрепятствования с его стороны производству предварительного следствия путем воздействия на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении.

Постановление судьи признано необоснованным и отменено, а судебный материал направлен на новое судебное разбирательство.

В соответствии со ст. 19 и 123 УПК РФ решения суда могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Таким образом, постановление суда о временном отстранении от должности может быть обжаловано подозреваемым (обвиняемым), его защитником.

Согласно ст. 356 УПК РФ жалоба и представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в апелляционном или кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения приговора.

Правом оспорить постановление суда по вопросу применения к подозреваемому (обвиняемому) меры принуждения в виде отстранения от должности обладает прокурор. Ему законом предоставлено право принесения кассационного протеста.

Постановление суда первой инстанции, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке надзора. Согласно ст. 403 УПК РФ постановление районного суда в порядке надзора может быть обжаловано в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Внимание! Проблема

Рассматривая вопрос об отстранении от работы по решению суда, необходимо обратить внимание на сроки исполнения данного решения.

Первая точка зрения

По общему правилу, постановление суда первой инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в кассационном порядке либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции (ст. 391 УПК РФ).

Поскольку отстранение от должности направлено на предотвращение возможного воспрепятствования ведению предварительного следствия со стороны обвиняемого (подозреваемого), целесообразно исполнять постановление судьи об отстранении немедленно. Однако уголовно-процессуальный закон в данном случае не предусматривает исключения из общего правила. Это означает, что отстранение от должности работника может быть произведено только после вступления постановления суда в законную силу.

Поскольку в случае отстранения от должности законодатель не предусмотрел возможность немедленного исполнения постановления суда, следовательно, необходимо руководствоваться общим правилом, изложенным в ст. 391 УПК РФ. Отсутствие в законе указания о немедленном исполнении постановления судьи об отстранении от должности является пробелом в законе. Однако без такой оговорки, по нашему мнению, отступать от общего правила оснований нет.

Вторая точка зрения

Следует отметить, что органы прокуратуры придерживаются другой позиции, которая обозначена в письме Генпрокуратуры России от 30.03.2004 № 36-12-04 «О направлении Методических рекомендаций «Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания»». В данном письме говорится, что постановление об отстранении от должности подлежит немедленному исполнению. Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Она считается примененной с момента провозглашения постановления судьи. Решение об отстранении от должности, принятое в ходе досудебного производства, может быть обжаловано в кассационном порядке. Однако обжалование не приостанавливает данную меру принуждения.

Вывод

Отметим, что данный вопрос может быть решен однозначно только путем внесения соответствующих дополнений в УПК РФ.

Так, органами предварительного следствия С. привлечена к уголовной ответственности за должностное преступление, предусмотренное пп. «а», «в» и «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки). В связи с этим старший следователь Б. в установленном законом порядке обратился в суд с ходатайством о временном отстранении обвиняемой от должности советника главы муниципального образования городского поселения Старая Купавна Ногинского района Московской области.

Рассмотрев указанное ходатайство, Преображенский районный суд г. Москвы вынес постановление от 28.09.2007 о временном отстранении обвиняемой С. от должности с назначением ей государственного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

При рассмотрении дела суд допустил нарушение уголовно-процессуального закона. Согласно п. 16 ч. 4 ст. 47 УПК РФ обвиняемый вправе участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных пп. 1-3 и 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, т. е. при рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности. Между тем в материалах дела данные об извещении обвиняемой и ее защитника о дне, времени и месте рассмотрения указанного ходатайства отсутствуют.

При таких обстоятельствах вынесенное судом постановление нельзя признать законным, поскольку суд не обеспечил возможность участия обвиняемого и его защитника при решении вопроса об ограничении конституционного права гражданина на свободный труд, что в соответствии со ст. 409 УПК РФ является основанием для пересмотра судебных решений в порядке надзора.

19 июня 2008 г. Президиум Московского городского суда, руководствуясь ст. 407, 408, п. 2 ч. 1 ст. 379 УПК РФ, постановление Преображенского районного суда г. Москвы от 28.09.2007 в отношении С. отменил и передал дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей.

ОФОРМЛЯЕМ ОТСТРАНЕНИЕ

В каждом рассмотренном нами случае отстранение от работы должно быть обосновано и надлежащим образом оформлено.

Обратите внимание!

Приказ об отстранении работника от работы составляется в произвольной текстовой форме

По общему правилу работодатель должен издать приказ об отстранении работника от работы. Основанием для издания подобного приказа являются документы, фиксирующие наличие оснований для отстранения от работы — документы уполномоченных органов и должностных лиц.

Приказ об отстранении от работы не имеет унифицированной формы и оформляется на бланке приказа по личному составу, применяемом у работодателя. В приказе указываются причины и срок отстранения от работы, причем чаще всего окончание срока отстранения от работы будет определяться не календарной датой, а наступлением определенного события. С приказом об отстранении от работы работник должен быть ознакомлен под роспись.

НА № 6,7‘2004Время отстранения работника от работы по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы обозначается в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 и № Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) буквенным кодом «НБ» или цифровым «35». Отстранение от работы с оплатой (пособием) в соответствии с законодательством обозначается в табеле буквенным кодом «НО» или цифровым «34».

Допуск работника к работе также необходимо оформить надлежащим образом. Рабодатель, как правило, издает приказ о допуске работника к работе на основании документов, подтверждающих устранение причин, послуживших основанием для отстранения работника от работы. Приказ о допуске работника к работе оформляется в свободной текстовой форме на бланке приказа по личному составу. В нем указывается дата, с которой работник допускается к работе. Работник должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

Рассмотрим оформление документов на примере отстранения работника от занимаемой должности по инициативе судебных органов.

Постановление суда о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности направляется по месту его работы. Такое постановление служит основанием для издания приказа об отстранении работника от работы (приложение 1). При этом подчеркнем, что в данном случае отстранить от занимаемой должности работника, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, можно только на основании постановления суда.

Так, Н. работала в торговой фирме инженером отдела поставок и закупок. Приказом руководителя она была отстранена от занимаемой должности до окончания следствия и переведена на должность весовщика погрузочно-разгрузочного участка. Приказ был мотивирован ссылкой на представление следователя.

Н. предъявила иск о восстановлении в прежней должности. Суд исковые требования Н. удовлетворил, поскольку отстранение истицы от занимаемой должности было произведено на основании документа, не соответствующего требованиям закона для такой меры. В адрес руководителя фирмы было направлено представление следователя, в котором обращалось внимание на причины и условия, способствующие совершению преступления, и предлагалось с учетом допущенных истицей нарушений в работе решить вопрос о дальнейшем пребывании Н. в должности инженера. Такое представление следователя само по себе не являлось основанием для отстранения истицы от работы.

В соответствии с ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ в период отстранения от должности подозреваемому (обвиняемому) выплачивается ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

Если необходимость в применении данной меры процессуального принуждения отпадает, следователь (дознаватель) выносит постановление об отмене временного отстранения подозреваемого (обвиняемого) от должности (ч. 4 ст. 114 УПК РФ). Копии постановления следователь (дознаватель) направляет прокурору, по месту работы подозреваемого (обвиняемого) и в соответствующий финансовый орган для прекращения выплат.

Копия указанного постановления является для работодателя основанием для издания приказа о допуске работника к работе (приложение 2).


Статья 76. Отстранение от работы

Статья 76. Отстранение от работы

1. Никто не может быть отстранен от работы иначе как по основаниям, перечисленным в ТК, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

Отстранение от работы производится либо по инициативе работодателя, либо по инициативе (по требованию) специально уполномоченных органов и должностных лиц.

В случаях, предусмотренных законом, отстранение от работы является обязанностью работодателя, а не его правом. При этом следует отметить, что законодатель обязанность отстранять работников от выполнения работы не ставит в зависимость от уважительности или неуважительности причины, по которой работник не прошел обучение, проверку знаний или медицинский осмотр. В этих случаях работник должен быть отстранен от работы при любых обстоятельствах.

2. Как указано в ч. 1 комментируемой статьи, работодатель обязан не допускать работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить его от работы):

1) если он появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Факт нетрезвого состояния работника либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например свидетельскими показаниями. Свидетельские показания должны быть оформлены актом, составленным с участием представителя профсоюза, если работник, отстраненный от выполнения трудовых обязанностей, является его членом (см. также комментарий к ст. 81);

2) если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работы, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда прямо закреплена в ст. 214 ТК. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29*(55);

3) если он не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

4) если при медицинском обследовании у работника выявлены противопоказания для выполнения порученной ему работы и если наличие этих противопоказаний подтверждено медицинским заключением, выданным в установленном порядке;

5) если действие специального права работника приостановлено на срок до двух месяцев (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права).

Приостановление действия специального права влечет отстранение от работы при условии, что работник в подобной ситуации лишается возможности исполнять свои обязанности по трудовому договору и если у работодателя нет другой подходящей для него работы.

Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие требованиям закона вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (см. также комментарий к ст. 74).

Работодатель вправе отстранить работника только в том случае, если специальное право приостановлено на срок до двух месяцев. Если же этот срок превышает два месяца или работник вообще лишен соответствующего права, то трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 9 ч. 1 ст. 83 (см. комментарий к этой статье);

6) по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных на это федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (в частности, органы и должностные лица федеральной инспекции труда).

3. Перечень оснований отстранения от работы, предусмотренный в комментируемой статье, не является исчерпывающим. Помимо указанных, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых работодатель обязан отстранить работника от выполнения им своих трудовых обязанностей.

Так, согласно ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и является обязательным для исполнения работодателем.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*(56) главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства.

Согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»*(57) в случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Решение совета директоров о приостановлении полномочий директора (генерального директора) служит основанием для отстранения его от работы в соответствии со ст. 76 ТК (отстранение от работы по требованию органов, уполномоченных федеральными законами для отстранения от работы или недопущения к работе).

Отстранение от работы (приостановление полномочий) руководителя акционерного общества по решению совета директоров следует отличать от отстранения от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), которое служит самостоятельным дополнительным основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации, предусмотренным п. 1 ст. 278 ТК. Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»*(58) арбитражный суд отстраняет руководителя организации-должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований указанного Федерального закона.

4. Важно понимать, что отстранить работника от выполнения им своих трудовых обязанностей, по смыслу комментируемой статьи, допускается только на период существования причин, послуживших основанием для отстранения. Так, если работник появился на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или иного токсического опьянения, то он должен быть отстранен от работы только на тот день, в который находился в указанном состоянии. В связи с этим неправомерным будет отстранение такого работника от работы в последующие дни, в том числе, например, до решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания.

Если работник отстранен от работы в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки он должен быть незамедлительно допущен к выполнению трудовых обязанностей.

Работники, отстраненные от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц, должны быть допущены к работе после отмены предъявленных требований.

5. Если работник отстранен от работы на законных основаниях, заработная плата за время отстранения ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК или иными федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за государственным служащим, отстраненным от исполнения должностных обязанностей в связи с проводимой в отношении него служебной проверкой, денежное содержание (заработная плата) сохраняется на весь период отстранения.

Если работник был отстранен от работы на том основании, что он не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) и это произошло не по его вине (например, в связи с болезнью или в связи с тем, что работодатель не организовал соответствующим образом проверку знаний или прохождение медицинского осмотра), время отстранения от работы оплачивается ему как простой (см. ст. 157 ТК).

Временное отстранение от должности

В статье 76 ТК РФ перечислены не все основания временного отстранения работника от работы. Иные основания содержатся в других статьях ТК РФ, федеральных законах и других нормативно-правовых актах (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Основания для отстранения работника от должности

К этим основаниям, в частности, относятся:

  1. несоблюдение работниками, занятыми на подземных работах, требований безопасности или неприменение ими средств индивидуальной защиты (ст. 330.4 ТК РФ);
  2. основания, указанные в Постановлении Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;
  3. урегулирование конфликтов, проверка достоверности и полноты сведений о доходах государственных служащих (п. 2 ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  4. ненадлежащее исполнение руководителями государственных организаций своих обязанностей в период действия чрезвычайного положения (ст. 13 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Основания отстранения от должности обязательно должны быть указаны в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, иные основания не допускаются. В случае обращения в суд или государственную инспекцию труда работника, отстраненного по основаниям, не закрепленным в законодательстве, решение работодателя признается незаконным. В этом случае работодатель обязан выплатить работнику среднюю заработную плату за все время отстранения.

Порядок оформления временного отстранения от должности

Приказ об отстранении от должности оформляется работодателем в произвольной форме, поскольку унифицированной формы законодательством не установлено. В строке «Основание» следует указать ссылку на нормативный акт, явившийся причиной отстранения сотрудника. Если дата окончания срока отстранения известна при оформлении приказа, то ее нужно указать в приказе.

Отстранение от должности подразумевает, что выплата работнику заработной платы приостанавливается. По окончании периода, указанного в документе, или после устранения причин, являющихся основаниями для отстранения, сотрудника необходимо допустить к работе. Работодатель оформляет приказ о допуске к работе в произвольной форме и знакомит с ним работника под роспись.

Время отстранения в табеле учета рабочего времени (унифицированная форма Т-12 или Т-13) отмечается путем проставления буквенного (НБ) или цифрового (35) кода (недопущение к работе по причинам, предусмотренным законодательством). Запись в трудовую книжку не делается.

Популярные документы и процедуры:

  • Договор факторинга
  • Паспорт отходов
  • Договор проката
  • Доверенность на право подписи
  • Изменение трудового договора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *