Права и обязанности тренера

Основные права и обязанности спортивных тренеров

В ст. 348.2 ТК РФ предусмотрено, что помимо условий, установленных ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с тренером является условие об обязанности тренера принимать меры по предупреждению использования спортсменом (спортсменами) допинговых средств и (или) методов.

В трудовом договоре с тренером помимо дополнительных условий, не ухудшающих положение работника, могут предусматриваться дополнительные условия:

— о согласии на передачу работодателем их персональных данных, копии трудового договора в общероссийскую спортивную федерацию, а также на передачу копии трудового договора в федеральный орган исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта;

— об обязанности тренера использовать в рабочее время спортивную экипировку, предоставленную работодателем;

— об обязанности тренера соблюдать положения (регламенты) о спортивных соревнованиях в части, непосредственно связанной с трудовой деятельностью.

Помимо Трудового кодекса РФ права и обязанности спортивных тренеров определены постановлением Минтруда РФ от 22 января 1993 г. N 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации»*(51).

Тренер проводит групповые и индивидуальные занятия, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся. Ведет первичный учет, анализ и обобщение результатов работы, вносит предложения руководству учреждения по ее совершенствованию.

Права и обязанности тренеров определены также локальными актами федераций по различным видам спорта. Например, в Правилах судейства соревнований по спортивной гимнастике (ст. 3) регламентировано, что тренер имеет право:

а) помогать гимнасту или всем членам команды, за которую он отвечает, представлять в письменном виде заявления об изменении высоты снарядов, оценке новых элементов;

б) помогать своему гимнасту или членам своей команды во время разминки;

в) помогать гимнасту или команде готовить снаряды для соревнований;

г) помогать гимнасту наскочить на кольца и перекладину;

д) в целях безопасности присутствовать во время исполнения гимнастом упражнения на кольцах прыжке, брусьях и перекладине;

е) помогать или давать советы упавшему со снаряда гимнасту во время 30-секундной паузы и между выполнением двух прыжков;

ж) следить, чтобы оценка гимнаста была показана немедленно после выполнения упражнения или согласно регламенту данных соревнований.

Тренер обязан:

а) знать правила соревнований и выполнять их предписания;

б) представлять порядок выступления гимнастов в команде и все другие необходимые сведения согласно регламенту соответствующих соревнований;

в) не менять высоту снарядов;

г) не задерживать соревнования, не превышать свои права и не покушаться на права других участников;

д) во время выполнения упражнения не разговаривать с гимнастом и не помогать ему другим способом;

е) не разговаривать с судьями во время соревнований;

ж) не совершать никаких других недисциплинированных поступков;

з) участвовать во всех протокольных церемониях награждения победителей.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 20 июня 2001 г. N 8/2, Бюро исполкома Олимпийского комитета России от 20 сентября 2001 г. N 69 би/19а утвержден Статут сборных команд России*(52).

Тренеры входят в состав сборной команды России (п. 1.2 Статута сборных команд России).

Тренеры и специалисты сборной команды России утверждаются на должность Госкомспортом России и Олимпийским комитетом России по представлению федераций по видам спорта на основании материалов аттестационной комиссии. Руководство сборной команды России по виду спорта на правах единоначалия осуществляет главный тренер, который утверждается на должность постановлением коллегии Госкомспорта России и Исполкома (Бюро) Олимпийского комитета России по представлению федерации по виду спорта.

Главный тренер несет всю полноту ответственности за уровень подготовки и результаты выступления на соревнованиях спортсменов — членов команды; реализацию комплексных целевых программ подготовки (КЦП), планов подготовки, организацию учебно-тренировочных сборов и участие в международных соревнованиях; за воспитательную работу и психологический климат в сборной команде.

Тренер сборной команды России, ответственный за отдельную дисциплину, совместно с личным тренером спортсмена на основании КЦП разрабатывает и реализует индивидуальный план подготовки, принимает непосредственное участие в тренировочном процессе, осуществляет методическую помощь на местах тренерам, работающим с резервом сборной команды России, несет ответственность за развитие вида спорта в стране и подготовку резерва.

Личный тренер спортсмена — члена сборной команды России — может быть временно прикомандирован к сборной команде России на централизованную подготовку. Права и обязанности прикомандированных личных тренеров приравниваются к правам и обязанностям тренеров, входящих в основной список тренерского состава сборной команды России. Личный тренер несет персональную ответственность за выполнение спортсменом индивидуального плана подготовки в период его нахождения вне сборной команды России.

Тренер-врач отвечает за здоровье, персональное состояние спортсмена — члена сборной команды России, осуществляет восстановительные мероприятия и лечение, а также контроль за сбалансированным питанием спортсмена, санитарно-гигиеническими условиями мест проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований.

Тренер-массажист сборной команды России работает под методическим руководством тренера-врача в соответствии с установленными тарифно-квалификационными характеристиками.

Тренеры сборных команд России имеют право:

— пользоваться проживанием, питанием, обеспечиваться спортивной формой для выполнения работ на централизованных учебно-тренировочных сборах, всероссийских соревнованиях и выездах на официальные международные соревнования;

— получать денежные премии, установленные Правительством Российской Федерации за высокие спортивные результаты;

— быть представленными к государственным наградам за высокие спортивные достижения спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, в том числе к присвоению звания «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный врач Российской Федерации»;

— быть представленными к присвоению звания «Заслуженный тренер России», награждению знаками «Отличник физической культуры и спорта», «За развитие физической культуры и спорта» и «За заслуги в развитии олимпийского движения в России», а также дипломами и грамотами федерального органа исполнительной власти в области физической культуры, спорта и туризма и ОКР;

— заключать и расторгать контракт на работу в сборной команде России по собственному желанию в одностороннем порядке только по основаниям и на условиях, предусмотренных действующим трудовым законодательством России.

Уровень подготовки тренеров и специалистов сборных команд России должен соответствовать требованиям тарифно-квалификационных характеристик, установленных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 января 2000 г. N 12.

Тренеры сборных команд России обязаны:

— заключать трудовой договор с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры, спорта или учреждением (организацией), им уполномоченным;

— постоянно повышать свою профессиональную квалификацию: пройти специальный курс повышения квалификации в течение олимпийского цикла;

— обеспечивать современный организационный и методический уровень учебно-тренировочного процесса, оперативное и перспективное планирование на основе анализа прошедших этапов подготовки и участия в международных соревнованиях сборной команды России и отдельных спортсменов;

— стремиться к выполнению заданий федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и ОКР по завоеванию медалей на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх;

— своим личным примером стремиться к созданию в сборной команде России атмосферы товарищества, делового соперничества, уважительного отношения к обслуживающему персоналу сборной команды России, судьям, зрителям;

— добиваться повышения престижа российского спорта на международной арене;

— вести постоянную воспитательную работу со спортсменами;

— соблюдать Медицинский кодекс спортсменов России;

— накапливать и передавать опыт в области методики подготовки и достижений научно-методического и медико-биологического обеспечения новым поколениям тренеров и спортсменов — членов сборных команд России;

— достойно представлять Российскую Федерацию на Олимпийских играх, чемпионатах, первенствах мира, Европы и других официальных международных соревнованиях;

— стремиться к поступательному совершенствованию мастерства российских спортсменов, избегая форсирования спортивной формы спортсменов.

Подводя итог, необходимо сказать, что уровень профессионализма тренера не должен быть ниже уровня спортивного мастерства ученика. При несоответствии этого положения неизбежным будет ухудшение спортивного результата и возникновение конфликтной ситуации.

Главная задача тренера — не учить играть в футбол или иной вид спорта, а помочь игрокам раскрыть свои способности, сплотить команду, создать в ней благоприятный психологический климат.

1. Общие положения

1.1. Должностная инструкция разработана на основе профессионального стандарта «Тренер», утвержденного Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 № 193н.

1.2. Тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, проводящие тренировочные мероприятия и осуществляющие тренировочный процесс на этапе начальной подготовки (далее – Тренер), относятся к категории специалистов, принимаются на работу и увольняются с нее приказом директора учреждения.

1.3. В своей деятельности Тренер руководствуется действующим законодательством, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Уставом учреждения, локальными нормативными актами учреждения, приказами и распоряжениями директора.

1.4. Тренер непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе учреждения и директору.

2. Квалификационные требования к работнику

2.1. На должность Тренера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование и подготовку по программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта. Опыт работы не требуется.

2.2. Не допускается прием на работу лиц, имеющих запрет на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством РФ.

2.3. Не допускается прием на работу лиц, не прошедших обязательных предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством РФ порядке.

3. Необходимые знания и умения для выполнения работы

3.1. Тренер должен знать:

– основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние;
– санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
– медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста;
– основы работы с персональным компьютером, текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
– правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации;
– этические нормы в области спорта;
– правила охраны труда и пожарной безопасности;
– основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта;
– режимы тренировочной работы;
– предельные тренировочные нагрузки;
– объем индивидуальной спортивной подготовки;
– психологические особенности обучающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики;
– правила проведения подвижных спортивных игр;
– комплексы общеразвивающих и специальных упражнений для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный;
– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
– возрастную и специальную педагогику и психологию;
– физиологию и гигиену;
– методику преподавания;
– содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки;
– комплексы упражнений, способствующих развитию двигательных умений и навыков в виде спорта.

3.2. Тренер должен уметь:

– проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группу начальной подготовки;
– проводить методически обоснованный набор в группу начальной подготовки, в том числе по результатам сдачи нормативов;
– пользоваться контрольно-измерительными приборами;
– пользоваться спортивным инвентарем;
– пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
– поддерживать учебную дисциплину во время занятия;
– разъяснять в простой и доступной форме правила проведения спортивной, подвижной игры, объяснять суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре;
– показывать образцово и наглядно выполнение упражнения;
– поставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением;
– пользоваться контрольно-измерительными приборами;
– пользоваться спортивным инвентарем;
– выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности;
– выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря;
– оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты;
– рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении, истории, правилах, технике и тактике вида спорта;
– показывать в простой и наглядной форме выполнение упражнений, способствующих развитию двигательных умений и навыков в виде спорта;
– использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов;
– использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся;
– вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде;
– выявлять проблемы в организации спортивной работы, предлагать мероприятия по совершенствованию подготовки;
– использовать методы календарного планирования;
– использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности.

4. Должностные обязанности

4.1. Основные трудовые функции Тренера:

– осуществление набора обучающихся в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам);
– обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам);
– формирование у обучающихся представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике;
– планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки.

4.2. Тренер должен:

– контролировать отсутствие медицинских противопоказаний для занятий видом спорта на данном этапе;
– консультировать обучающихся и их родителей на предмет порядка зачисления и тренировочного процесса на этапе начальной подготовки;
– проводить тренировки на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений с небольшими и средними отягощениями для развития общей физической подготовки;
– проводить тренировки на основе комплекса специальных упражнений для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный, с целью развития технической подготовки;
– проводить спортивные и подвижные игры;
– проводить лекции и беседы о правилах, технике и тактике в виде спорта;
– организовать совместный просмотр кино– и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов;
– организовать встречи с известными спортсменами;
– организовать мероприятия патриотического характера;
– проводить лекции о спортивной этике, недопустимости использования допинга в спорте, скрытых и явных нарушениях спортивных правил, участия в договорных играх;
– внедрять современные методики преподавания;
– проводить отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных обучающихся для дальнейшего спортивного совершенствования;
– принимать решение о переводе обучающихся с этапа начальной подготовки на тренировочный этап спортивной специализации;
– обеспечивать охрану здоровья обучающихся в процессе занятий, безопасность в течение всего периода подготовки спортсменов и нахождения на спортивных соревнованиях, исключение случаев применения обучающимися различных видов допингов;
– контролировать прохождение спортсменами медицинских осмотров, соблюдение рекомендаций медицинских работников;
– вести календарно-тематическое планирование, учет, осуществлять анализ и обобщение результатов работы;
– составлять расписание занятий по реализации программ дополнительного образования детей в соответствии с локальными актами, целями и задачами учреждения;
– организовать прохождение обучающимися контрольных нормативов с целью подтверждения достигнутого уровня физической подготовленности, а также для зачисления на данный этап подготовки или перевода на следующий этап подготовки;
– вносить коррективы в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости);
– выявлять наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего обучения;
– принимать непосредственное участие в организации и проведении внутришкольных, городских и республиканских соревнований;
– повышать свое спортивное мастерство;
– выполнять приказы руководителя учреждения, другие руководящие и нормативные акты вышестоящих органов, касающиеся сферы деятельности;
– контролировать соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности во время тренировочного процесса и проведения спортивно-массовых мероприятий, своевременность прохождения обучающимися периодических медицинских осмотров (диспансеризации).

5. Права

5.1. Тренер имеет право:

– требовать создания всех условий для выполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;
– пользоваться спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием учреждения;
– получать от руководства информацию, необходимую для осуществления должностных обязанностей;
– принимать участие в тренерских, педагогических советах, общих собраниях учреждения;
– представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности;
– повышать квалификацию в соответствии с законодательством РФ;
– давать обязательные распоряжения обучающимся во время учебно-тренировочного процесса.

6. Ответственность

6. 1. Тренер привлекается к ответственности:

– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ;
– за нарушение Устава учреждения;
– за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;
– за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
– за причинение ущерба учреждению или участникам образовательного процесса – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ.

7. Заключительные положения

7.1. Работник должен быть ознакомлен с настоящей должностной инструкцией при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРЕНЕРА

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

2.1. Тренер обязан:

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— бережно относиться к имуществу Клуба и других работников;

— незамедлительно сообщить руководителю Клуба (Генеральному директора, Президенту или иному лицу, в соответствии с уставными документами Клуба) о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Клуба;

— строго соблюдать требования регламентирующих и иных документов ФИФА, УЕФА, РФС, РФПЛ,ФНЛ;

– принимать участие в футбольных выступлениях (матчах) команды, тренировках, собраниях, стажировках, встречах, конференциях, разборах игр и иных мероприятий с участием данной команды и (или) ее тренерского штаба, а также возможность выезжать на базы отдыха и подготовки, в том числе возможность прибытия и нахождения в иных местах проведения указанных мероприятий;

– выполнять распоряжения (указания) руководителя Клуба (Генерального директора, Президента или иного лица, в соответствии с уставными документами Клуба), выполнять решения руководящих органов Клуба;

– совместно с руководством Клуба обеспечить комплектование футбольной команды квалифицированными футболистами;

– проходить аттестацию;

– обеспечить планирование и организацию учебно-тренировочного процесса, способствующего достижению футбольной командой запланированных руководством Клуба спортивных результатов, выполнять воспитательные функции в отношении футбольной команды;

– разрабатывать инструкции и директивы для футбольной команды в отношении тактического плана футбольных матчей, а также планов поездок, собраний и т.п.;

– принимать участие в переездах, как на территории России, так и за ее пределами, безоговорочно принимать маршруты и транспортные средства, предложенные Клубом;

— соблюдать положения (регламенты) о спортивных соревнованиях, в части непосредственно связанной с трудовой деятельностью Работника;

– без письменного разрешения руководителя Клуба (Генерального директора, Президента или иного лица, в соответствии с уставными документами Клуба) и (или) Главного тренера не вступать в переговоры и не проводить консультации с представителями других футбольных команд;

– в установленное время (а именно: в период проведения любых официальных, тренировочных матчей Клуба, проведения Клубом спортивно-тренировочных сборов, и т.п. мероприятий) в порядке, определяемом Работодателем использовать форму одежды и спортивную экипировку, определенные и предоставленные Клубом;

— предоставить Клубу исключительное право на использование своего изображения всеми законными способами без выплаты какого-либо вознаграждения в любых целях, не запрещенных действующим законодательством;

– не вмешиваться в решение вопросов, которые входят в компетенцию руководства Клуба, и заявлять обо всех предпринимаемых кем-либо действиях, которые могли бы повредить интересам Клуба;

– поддерживать репутацию Клуба во время публичных контактов, а именно с болельщиками, средствами массовой информации, и прочими лицами;

– не допускать нарушения норм морали и нравственности, как в личной жизни, так и в обществе, вести себя так, чтобы это не могло повредить ни интересам Клуба, ни игре в футбол, а также вести такой образ жизни, который соответствовал бы определенному режиму и тем требованиям, которые предлагает Клуб;

– не допускать разглашения информации о деятельности Клуба, об игровом и тренировочном процессе (тактике), результатах медицинских и иных обследований (тестах);

– не разглашать коммерческую, служебную тайну и конфиденциальную информацию Клуба;

– не разглашать сведения о размере заработной платы, вознаграждений, пособий и иных выплат, как в отношении себя, так и в отношении других работников Клуба. Указанные сведения могут быть предоставлены только соответствующим органам или должностным лицам, определенным действующим законодательством Российской Федерации;

— совместно с руководством Клуба обеспечить надлежащее выполнение условий договоров (контрактов, соглашений) с футболистами;

– принимать меры по предупреждению нарушения антидопинговых правил, в том числе использования футболистом (футболистами) запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов, сообщать Работодателю о всех ставших известными Работнику случаях использования спортсменом (спортсменами) допинговых средств и (или) методов;

— обязуется воздерживаться от всего, что может повредить ему добросовестно исполнять свои обязанности по настоящему договору или же интересам Клуба.

2.2. Права Тренера устанавливаются действующим законодательством Российской Федерации, а также документами Клуба, ФИФА, УЕФА, РФС, РФПЛ, ФНЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *