Районный суд является нижестоящим по отношению

Районный суд

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона «О судебной системе Российской Федерации» районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно — территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно — территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»).

Районный суд прежде всего является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.

Кроме того, районные суды разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно — досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 — 334 ГПК РФ).

Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции

Председатель (судья) районного суда.

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в данный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и более). В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о народных заседателях в общем списке народных заседателей конкретного суда должно быть не менее 156 заседателей на каждого судью. В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи и указанного количества народных заседателей. Если в районном суде — один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют «односоставными») насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

Председатель суда помимо участия в судебном заседании в качестве председательствующего и распределения дел между судьями организует работу со списками народных заседателей, ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой информацией, а также по повышению квалификации работников суда. Помимо этого председатель суда представляет к назначению администратора суда, руководит его работой и других работников аппарата суда, а также осуществляет другие полномочия, возлагаемые на него законодательством.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города.

Основные полномочия судов среднего звена:

1. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Изучает и обобщает судебную практику.

3. Анализирует судебную статистику.

4. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил принять к своему производству и уголовные дела, подсудные районным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, и тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам проверки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в таком порядке эти суды проверяют свои собственные решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение ходатайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняемых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с федеральным устройством действуют 2I верховный суд республики, 8 краевых и 47 областных судов, 2 суда городов федерального значения, 1 суд авто­номной области и 6 судов автономных округов. В связи с происходящим в настоящее время укрупнением субъектов РФ возможно соответствующее изменение численности тех или иных судов. Несмотря на названия этих судов, как они обозначены в Законе о судебной системе, все эти суды не являются судами соответствующих субъектов РФ, а пред­ставлены федеральными судами, действующими на терри­тории этих субъектов.

К полномочиям областных и приравненных к ним судов относятся: рассмотрение гражданских, уголовных и адми­нистративных дел в кассационном и надзорном порядке; рассмотрение уголовных дел по новым и вновь открыв­шимся обстоятельствам. Осуществляя надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, они также изу­чают и обобщают судебную практику, анализируют судеб­ную статистику, реализуют другие полномочия, предостав­ленные им законодательством.

В структуру этих судов входят президиум, судебная кол­легия по гражданским делам и судебная коллегия по уголов­ным делам; в рамках коллегий могут образовываться судеб­ные составы, создаваемые для рассмотрения дел по первой или кассационной инстанции. Руководство деятельностью суда осуществляют председатель и его заместитель.

Президиум этих судов образуется в составе председателя, его заместителей, входящих в состав президиума по долж­ности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав пре­зидиума суда утверждается Президентом РФ по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей республики, края, области, автономной области, авто­номного округа, городом Москвы и Санкт-Петербурга.

Как и Президиум Верховного Суда РФ, президиум об­ластного и приравненного к нему суда обладает процессу­альными и организационными полномочиями. Основные его полномочия связаны с рассмотрением в порядке над­зора гражданских и уголовных дел по жалобам и представ­лениям на решения мировых судей, решения районных судов, принятые ими в качестве первой и апелляционной инстанций, а также на кассационные определения судебных коллегии самого этого суда. Президиум суда по ходатайст­вам заинтересованных лиц или на основании заключения прокурора рассматривает также гражданские и уголовные дела в порядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

К числу организационных полномочий президиума суда относятся, в частности: утверждение по представлению председателя суда из числа судей составов судебной кол­легии по гражданским делам и судебной коллегии по уго­ловным делам; рассмотрение материалов изучения и обоб­щения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание отчетов председателей судебных коллегий о деятельности коллегии; рассмотрение вопросов работы ап­парата суда; оказание помощи районным (городским) на­родным судам в правильном применении законодательства.

Свои полномочия президиум суда реализует в ходе за­седаний, которые созываются председателем соответствую­щего суда и проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума признается правомочным при условии участия в нем большинства членов президиума. В заседании пре­зидиума суда также принимает участие прокурор соот­ветствующего субъекта РФ. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам областного и приравненного к нему суда утверждаются президиумом этого суда из числа его судей. Руководят ра­ботой коллегий их председатели, являющиеся заместителя­ми председателя суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам обладают достаточно обширными процессуальными пол­номочиями по рассмотрению соответствующих категорий дел.

Они, в частности, рассматривают гражданские и уголовные дела по кассационным жалобам и представлениям на
не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных судов, действовавших в
качестве первой или апелляционной инстанции, а также на решения мировых судей. Принятые судебными коллегиями по результатам рассмотрения дел кассационные определе­ния вступают в силу по их провозглашении; их обжалование возможно в порядке надзора в президиум этого же суда, а также в Верховный Суд РФ.

Судебная коллегия но гражданским делам областною и приравненного к нему суда вправе также пересматривать вступившие в законную силу решения по гражданским де­лам в порядке возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если эти решения были вынесены ею самой в качестве суда первой инстанции либо если ею в кассационном порядке были внесены изменения в решение, вынесенное по делу нижестоящим судом.

Важным полномочием судебных коллегий является рас­смотрение в качестве суда первой инстанции гражданских и уголовных дел.

Согласно ст. 26ТПК судебная коллегия по гражданским делам областного и приравненного к нему суда рассмат­ривает по первой инстанции гражданские дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении или запрете де­ятельности либо ликвидации структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений, местных религиозных органи­заций и средств массовой информации; об оспаривании ре­шений избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий и комиссий референдума; иные дела, отнесенные к подсудности областного и приравнен­ного к нему суда законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК судебной коллегии по уголовным делам подсудны имеющие особое обществен­ное значение дела о таких преступлениях, как: умышлен­ное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, торговля несовершеннолетними при отягчающих обсто­ятельствах, терроризм, захват заложников при отягчающих обстоятельствах, организация незаконного вооруженного формирования, бандитизм, организация преступного со­общества (преступной организации), угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, организация массовых беспорядков, пиратство и др. В основной своей массе преступления, рассмотрение дел о которых отнесено к подсудности областного и приравненного к нему суда, принадлежат к категории тяжких или особо тяжких. Независимо от степени тяжести преступ­ления к подсудности этих судов относятся уголовные дела, в материалах которых имеются сведения, составляющие государственную тайну.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает также вопрос о продлении срока содержания обвиняемо­го под стражей свыше одного года и о даче заключения о наличии в действиях депутата законодательного (предста­вительного) органа государственной власти субъекта РФ, судьи районного суда или судьи суда субъекта РФ призна­ков преступления, дающих основания для возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

В целях выявления и устранения ошибок в правопри­менительной практике судов, а также обеспечения едино­образного применения законодательства судебные колле­гии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель областного и приравненного к нему суда вправе: председательствовать в судебных заседаниях су­дебных коллегий; отменять постановления судьи данного суда об отклонении надзорной жалобы или представления и возбуждать надзорное производство; принимать решения об изменении территориальной подсудности дел в пре­дусмотренных законом случаях; руководить организацией работы судебных коллегий; руководить работой аппарата суда; созывать президиум суда и председательствовать на его заседаниях; распределять обязанности между замести­телями председателя; организовывать работу по повыше­нию квалификации судей и работников аппарата суда; ор­ганизовывать работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносить представ­ления об устранении нарушений закона, их причин и усло­вий; вести личный прием и организовывать работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя областного и приравненного к нему суда также обладают дополнительными по сравне-

цессуалыюго, так и организационного характера. Как и председатель суда, они председательствуют в судебных за- седаниях коллегии; отменяют постановления оо отклонении надзорной жалобы и возбуждают надзорное производство, ведут личный прием граждан. В соответствии с распреде­лением обязанностей они также осуществляют руководство работой судебных коллегий и аппарата суда. В случае если заместитель председателя одновременно является предсе­дателем коллегии, он образует составы суда для рассмот­рения дел в судебных заседаниях коллегий; представляет президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; истре­бует из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель или но поручению пред­седателя — один из иных заместителей.

Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена.

ВНИМАНИЕ!

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ устанавливается:

  1. Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.
  2. Глава II федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» дополняется ст. ст. 12.1 — 12.16 с момента вступления в силу соответствующих законодательных актов о внесении изменений в законодательство о военных судах, но не позднее 1 октября 2019 года.

Ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» определяет, что система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает:

  1. федеральные суды общей юрисдикции;
  2. суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (мировые судьи).

Звенья судебной системы федеральных судов

Звено судебной системы — суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.

Звенья гражданских судов общей юрис­дикции:

  • основное звено (районные суды);
  • первое промежуточное звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);
  • второе промежуточное звено (апелляционные суды общей юрисдикции);
  • третье промежуточное звено (кассационные суды общей юрисдикции);
  • высшее звено (Верховный Суд РФ).

Звенья военных судов:

  • основное звено (гарнизонные военные суды);
  • первое промежуточное звено (окружные (флотские) военные суды);
  • второе промежуточное звено (апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области);
  • третье промежуточное звено (кассационный военный суд — г. Новосибирск);
  • высшее звено (Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

Звенья арбит­ражных судов:

  1. основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
  2. первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
  3. второе промежуточное звено (арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
  4. высшее звено (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).

Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их кон­ституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Понятие судебной инстанции

Судебная инстанция — суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд — суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции (см. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»)..

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:

  • решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК РФ);
  • вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ).

Апелляционные инстанции судов общей юрисдикции

В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена на следующие суды (ст. 320.1 ГПК РФ):

  1. районный суд — на решения мировых судей;
  2. верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
  3. апелляционный суд общей юрисдикции — на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 23.10 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в ГПК РФ пока не упомянуты);
  4. Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
  5. Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  6. апелляционную инстанцию Московского городского суда — на решения данного суда по гражданским делам, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав.

Апелляционные инстанции арбитражных судов

Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 258 АПК РФ).

Примечание:

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

Кассационные инстанции судов общей юрисдикции

Кассационные жалоба, представление подаются (ст. 377 ГПК РФ):

  1. в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
  2. в кассационный суд общей юрисдикции — по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 23.2, 23.6 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»);
  3. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
  4. в президиум окружного (флотского) военного суда;
  5. в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационные инстанции арбитражных судов

Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):

  1. арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
  2. Суд по интеллектуальным правам.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

На кассационные инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел, а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций.

Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

  • в системе судов общей юрисдикции — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ);
  • в системе арбитражных судов — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 308.1 АПК РФ).

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

Понятие «судебное звено» и его особенности

Суды работают в рамках единой судебной системы, поэтому они имеют организационную и функциональную связь.

Любые организационные связи относятся к понятию «судебное звено», которое представляет собой элемент судебной системы. В нее включены суды идентичных территориальных образований, которые обладают равной компетенцией. Категория «звено» судоустройственная. С ее помощью определяется однотипность некоторой части судов, значение и место в судебной системе.

Что касается однотипности, судов одного звена, то она заключается в равной территориальной дислокации, структуре, компетенциях и составе. Компетенция здесь представляет собой территориальную подсудность (все категории дел рассматривает только суд этого звена) и судебные инстанции (полномочия).

Общее правило гласит, что, чем выше «располагается» суд в судебной иерархии, тем более сложные виды дел он может рассматривать.

Пример 1

Мировые судьи занимаются решением уголовных дел, которые предусматривают до 3 лет лишения свободы). Районными судами решаются дела о преступных деяниях, для которых характерна средняя степень тяжести, а областными и соответствующими судами дела о тяжких и особенно тяжелых преступных деяниях.

В любой стране судебная система включает несколько звеньев. Это дает возможность оспаривать решения нижестоящих судов в вышестоящих судах.

Суды отличаются от других органов страны тем, что не имеют отношений подчинения. Так, мировые судьи не должны подчиняться районному суду. Он же, в свою очередь, не должен подчиняться областному, краевому и верховному суду республики.

Понятие и особенности судебной инстанции

При рассмотрении функциональных (процессуальных) связей судов, отметим, что они характеризуются взаимодействием судебных инстанций.

Сущность функциональных связей любого суда состоит в возможности обжаловать постановление нижестоящего суда в порядке закона в вышестоящий суд.

Определение 1

Судебная инстанция — это суд, который осуществляет соответствующий вид судебной деятельности. Она обладает определенными судебными полномочиями. Понятие считается судопроизводственным, поскольку характеризует процессуальные взаимоотношения, проявляющиеся между судами.

Сегодня в нашей стране предусмотрены суды нескольких инстанций:

  • первая,
  • апелляционная,
  • надзорная,
  • кассационная.

Суды играют роль одной судебной инстанции (суды, находящиеся на первом звене: воинский суд, арбитражный суд в субъектах РФ, мировой судья). Также они имеют иногда значение нескольких инстанций (районные суды представлены первой и апелляционной, областные суды включают апелляционную и кассационную, Верховный Суд представлен всеми четырьмя инстанциями).

Инстанции судов обладают особенностями, которые касаются перечня организаций, имеющих судебные полномочия. Для них характерны судебные составы компетенции и соответствующие процедуры рассмотрения дел.

Определение 2

Суд первой инстанции представлен судебным органом. Он занимается рассмотрением дела по существу. Его цель представляет собой назначение наказания для виновных субъектов, оправдание (реабилитация) для не виновного субъекта. Если суд рассматривает гражданские дела, то цель представлена разрешением гражданско-правовых споров.

Такие суды представлены всеми судами, наделенными общей юрисдикцией, арбитражами, федеральными арбитражными судами в округах, специализированными арбитражами.

Если суд на этой инстанции занимается уголовным и гражданским судопроизводством, то для этого присуще несколько особенностей.

Он устанавливает:

  1. доказано ли, что было совершено деяние, которое должно рассматриваться в уголовном судопроизводстве;
  2. есть ли доказательства, что подсудимый совершил уголовное преступное деяние;
  3. виновность подсудимого лица.

Когда суд рассматривает дело по существу, он должен выслушать доводы всех сторон, включая обвинение и защиту. Далее доказательства должны быть оценены в зависимости от внутреннего убеждения судьи, который в этом процессе руководствуется знанием законов и совестью.

После изучения и анализа совокупности доказательств, судья выносит оправдательный, обвинительный приговор (определяет, назначить наказание или нет). Также он может прекратить дело в соответствии с основаниями, которые есть в действующих законах.

В ходе гражданского судопроизводства происходит установка фактических обстоятельств, выслушиваются мнения сторон, представленных истцом и ответчиком. Далее суд может определить окончательное решение, а иск может быть удовлетворен частично или в полной мере. В удовлетворении иска может быть отказано.

Для рассматриваемого суда характерен следующий состав:

  • мировые судьи (судьи федерального суда);
  • судья федерального суда и коллегия, которая включает 12 присяжных заседателей (необходимо ходатайство обвиняемого субъекта, касающееся дел о тяжких преступлениях);
  • коллегия, включающая трех судей федерального суда;
  • коллегия, которая состоит из судьи и 2 арбитражных заседателей.

Жалобы или представления на любой судебный приговор формируются в течение 10 дней. Если они подаются на решения по гражданскому процессу, который проходил в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах субъекта, то срок составляет 1 месяц с того времени, когда они были приняты.

Замечание 1

Важно отметить, что суды первой инстанции работают с судебными актами, не вступившими в законную силу. Тем не менее, есть возможность их обжалования в ходе апелляционной инстанции в суде.

Суды апелляционной и кассационной инстанций

Суд апелляционной инстанции производит проверку степени законности, обоснованности постановлений, которые вынес суд первой инстанции. Они не вступили в законную силу. Это производится посредством повторного рассмотрения дела по существу.. По уголовным делам происходит также проверка справедливости

В качестве основания для рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции выступает апелляционная жалоба участников судебного процесса. Также это может быть апелляционное представление прокурора, подаваемое через суд, который принял решение.

Еще недавно в Российской Федерации апелляционный порядок осуществления проверки судебных актов был доступен только для приговоров, решений и иных судебных актов мировых судей. В рамках подсистемы арбитражных судов это было возможно только в отношении судебных актов арбитражных судов субъектов.

Сейчас судами апелляционной инстанции могут являться:

  • районный суд по части приговоров и решений мировых судей;
  • верховный суд, работающий в краях и республиках, по части приговоров и решений районных судов;
  • окружной (флотский) военный суд по части приговоров и решений гарнизонного военного суда;
  • судебная коллегия Верховного Суда РФ в области актов верховного суда, работающего в республиках, областях, краях, включая соответствующие суды, принимаемые по первой инстанции;
  • Судебная коллегия по делам военнослужащих, работающая в рамках Верховного Суда по части актов флотских и окружных военных судов, принимаемых в системе первой инстанции;
  • Апелляционная коллегия Верховного Суда по части его решений, которые принимались в рамках первой инстанции.

В соответствии с результатами рассмотрения дел суды апелляционной инстанции вправе осуществлять следующие полномочия:

  • приговор остается не измененным;
  • происходит отмена обвинения в виде приговора, в дальнейшем выносится оправдательный приговор;
  • отменяется оправдательный приговор и назначается обвинение;
  • приговор отменяется полностью, а дело передается с целью начала нового разбирательства в суд первой инстанции (дело возвращается прокурору;
  • уголовное дело прекращается, приговор отменяется;
  • происходит изменение приговора.

Если рассмотрению подлежат гражданские дела, то суд апелляционной инстанции имеет полномочия на отмену или изменение решений судов первой инстанции. Он вправе принять новое решение или изменить старое.

Апелляционной инстанцией производится проверка судебных постановлений при использовании непосредственного исследования доказательств. По этой причине законом не предусмотрен возврат дела для нового разбирательства в суд первой инстанции в случае отмены судебного акта.

Апелляционные суды также имеют полномочия самостоятельного исправления любых ошибок, которые допускаются в процессе рассмотрения дел в судах первой инстанции.

Рассмотрение дел в суде апелляционной инстанции завершается вынесением апелляционного приговора (решений, определений или постановлений).

После того, как была произведена проверка судебного акта в апелляционной инстанции, судебные постановления, вступившие в силу, можно обжаловать в суд кассационной инстанции (исключения представлены судебными постановлениями Верховного Суда РФ).

Определение 3

Суд кассационной инстанции представляет собой суд, который осуществляет, в первую очередь, документальную проверку степени законности, обоснованности (справедливости по уголовным делам) судебных актов, которые вынесли суды первой и апелляционной инстанций.

В качестве основания для рассмотрения дел в таких судах выступает кассационная жалоба участника одного из судебных процессов. Также это может быть кассационное представление прокурора.

Как представление, так и жалобы в рамках кассационной инстанции может быть подано непосредственно в следующие органы:

  • верховный суд;
  • окружной (флотский) военный суд;
  • Верховный Суд РФ;
  • арбитражный суд округа (Судебная коллегия, рассматривающая споры, которые возникают из гражданских правоотношений; Судебная коллегия, решающая споры в области административных правоотношений).

Замечание 2

В целом кассационная инстанция проводит документальную проверку. Она проверяет, правильно ли принято нижестоящим судом постановление, но не исследует непосредственно доказательства. Суд, как правило, не принимает новые доказательства.

Суд кассационной инстанции по уголовным делам характеризуется использованием принципа недопущения поворота к худшему в отношении осужденных лиц. Это выражено тем, что в ходе пересмотра дел здесь нельзя усилить наказание или использовать закон о более тяжком преступлении.

Доклад кассационной жалобы, представления, которые рассматриваются в соответствии с кассационным порядком в президиуме соответствующих судов, производят председатели суда, его заместители или иные члены президиума (другие судьи этого суда) по их поручению. Ранее они не должны были принимать участие в рассмотрении дела.

Судья-докладчик осуществляет изложение обстоятельств дела, содержание судебного постановления, которое было принято ранее. Он же приводит доводы кассационной жалобы или представления.

При рассмотрении дела суды кассационной инстанции могут принимать следующие виды решений:

  • оставление судебного постановления без изменения;
  • отмена постановления (дело передается для рассмотрения в нижестоящие суды или возвращается прокурору в случае уголовного судопроизводства);
  • в приговор или определение вносятся изменения;
  • принимается другое постановление (гражданские дела), при этом дело не может быть передано на новое рассмотрение (например, ошибки в использовании и толковании материальных норм права);
  • отмена судебного постановления (производство по делу прекращается).

Суд кассационной инстанции в ходе уголовного судопроизводства вправе облегчить наказание, которое назначено осужденному. Также он вправе использовать закон о менее тяжком преступлении.

Замечание 3

Суд может не обращать внимание на доводы, приведенные в кассационной жалобе (представлении). Он имеет право провести проверку производства в полном объеме.

В области гражданских дел в кассационном порядке суды проверяют правильность толкования и использования правовых норм материального и процессуального права судами, которые ранее рассматривали дело. Это производится в рамках доводов, которые указаны в представлении или жалобе. При наличии интересов законности суды кассационной инстанции могут выходить за их рамки.

Сегодня для судов общей юрисдикции предусмотрено 2 уровня, на которые происходит проверка актов. Ее проводит кассационная инстанция в составе:

  • президиумов судебных органов, находящихся в субъектах России; военных судов округов (флота);
  • судебной коллегии Верховного Суда России.

Судебные акты в этой сфере могут становиться законными с того времени, как были провозглашены. Они также проходят проверку в судах надзорной инстанции.

Определение 4

Суд надзорной инстанции представлен судом, который осуществляет пересмотр определений, приговоров и решений, которые вступили в силу закона и составлены нижестоящими судебными органами.

В настоящее время в состав судов надзорной инстанции включен лишь Президиум Верховного Суда РФ.

В нем в качестве судебного надзора могут быть обжалованы:

  1. принятые на первой инстанции постановления верховных судов областей, республик, краев; окружных (флотских) судов. Это предусмотрено для ситуаций, когда они представляют собой предмет апелляционного рассмотрения Верховного Суда;
  2. выступающие в качестве предмета апелляционного рассмотрения и принятые на первой инстанции судебные постановления Верховного Суда;
  3. определения, принятые Апелляционной коллегией в рамках Верховного Суда;
  4. определения, которые выносятся как апелляция и кассация, которые приняла судебная коллегия Верховного Суда РФ;
  5. действующие акты, принимаемые арбитражными органами.

Президиум Высшего Арбитражного Суда принимает к рассмотрению жалобы на судебные акты арбитражных судов, которые уже вступили в законную силу

Основанием, по которому суд надзорной инстанции начинает рассмотрение дела, являются надзорные жалобы. Их подачу производят субъекты процесса и другие субъекты в тех случаях, когда их права, свободы и законные интересы нарушаются действием этих постановлений.

Наделены правом обращаться в Президиум Верховного Суда РФ Генеральный прокурор, включая его заместителей (должно быть представление о пересмотре судебных постановлений).

Подача надзорных жалоб, представлений осуществляется напрямую в Верховный Суд РФ, при этом его судья должен изучить надзорную жалобу, представление и вынести определение, касающееся отказа или передачи их для рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ (передачи на рассмотрение в порядке судебного надзора).

Как и в судах кассационной инстанции, дела здесь рассматриваются, главным образом, на основе представленной документации. Если лица, участвующие в деле и извещенные необходимым образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, то это не должно создавать препятствий рассмотрению дела в порядке надзора.

Здесь судьей-докладчиком оглашаются обстоятельства дела, состав сделанных постановлений, которые уже принимались по делу. Также приводиться должны доводы, касающиеся жалоб и представлений.

После того, как Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел определенное дело, он принимает соответствующее постановление.

Замечание 4

Рассматривая надзорные жалобы и кассационные жалобы, Президиум вправе принять решение с помощью большинства голосов. При наличии равного числа голосов, которые поданы за и против пересмотра дела, надзорную жалобу (представление) считают отклоненной.

Президиум при рассмотрении надзорной жалобы (представлений) в порядке надзора, имеет право на:

  • оставление постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменений (надзорной жалобы без удовлетворения);
  • отмену постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции (частично или полностью), направление дела для нового рассмотрения в соответствующие суды;
  • отмену судебного постановления и прекращение производства по делу;
  • оставление в силе одного из судебных постановлений, которое было принято;
  • принятие нового судебного постановления, без передачи дела для еще одного рассмотрения в случае, когда допущена ошибка в использовании (толковании) норм материального права.

Для соблюдения интересов законности Президиум может выходить за рамки доводов надзорных жалоб и представлений, но он не вправе осуществлять проверку законности судебных постановлений по той части, в которой их нельзя обжаловать. Также он подвергает проверке законность судебных постановлений, которые еще не подлежали обжалованию.

Рассматривая дела в надзорном порядке, он не может установить или считать доказанными не установленные обстоятельства, которые отвергли другие судебные инстанции.

Что касается постановлений Президиума, то с момента принятия они вступают в законную силу и не могут быть обжалованы.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городс­кие суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена*. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отно­шению к Верховному Суду РФ.

*В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Феде­рации входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положе­нию в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рас­сматривают уголовные дела о преступлениях против государствен­ной власти, против мира и безопасности человечества, об умышлен­ном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях (см. ст. 36 УПК), а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил (см. § 6 гл. IV учебника) принять к своему производству и уголовные дела, подсудные рай­онным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам. Для «перенесения» гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Суды среднего звена обязаны также принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции любое граждан­ское дело, если оно связано с государственной тайной, а также с обеспечением конституционных прав граждан избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления (ст. 115 ГПК).

Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к иным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам про­верки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в этом порядке эти суды проверяют свои «собственные» решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. суды среднего звена приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ). Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. № 13 разъяснил (см. п. 1):

«Рекомендовать Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотре­нии таких материалов в случае представления их в эти суды».

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение хода­тайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняе­мых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 524;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *