410 постановление правительства

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 06.10.2017) «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению»)

  • Постановление
  • Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению
    • I. Общие положения
    • II. Организация безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
    • III. Порядок и условия заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
    • IV. Порядок и условия исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, права и обязанности сторон при исполнении указанного договора
    • V. Порядок расчетов по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
    • VI. Основания, порядок и условия изменения, расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
    • VII. Ответственность потребителя и исполнителя по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
    • VIII. Порядок и условия приостановления подачи газа
    • IX. Требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
    • Приложение. Минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
  • Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

Открыть полный текст документа

Правительством РФ уделяется большое внимание вопросам безопасности работы всего газового комплекса страны и, в частности, использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. 14 мая 2013 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации за №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», которым утверждаются «Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Эти правила устанавливают, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Также в этих правилах четко определяются понятия»внутридомового газового оборудования», «внутриквартирного газового оборудования» и, что особенно важно, понятие»специализированной организации», которая «…приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования»

Это определение настолько важно, что приведём его полностью:

«Специализированная организация» — газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;»

Подчеркнем, что в определении однозначно сказано, что газораспределительная организация (ГРО) осуществляет транспортировку газа по договору с поставщиком газа и о необходимости ГРО иметь в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. Это очень важные моменты. И не потому, что под вышеуказанные условия в Ленинградской области попадает только АО «Газпром газораспределение Ленинградская область». А потому, что серьезную масштабную задачу по техническому обслуживанию (ТО) внутридомового и внутриквартирного газового оборудования законодательно доверяют и поручают выполнять компании, которая имеет все технические и технологические возможности, профессиональный кадровый состав для выполнения поставленной задачи. И эта компания берет на себя ответственность за качественное и своевременное исполнение этой задачи.

В принятых правилах есть еще несколько моментов, которые уточняют взаимоотношения между «Исполнителем» и «Заказчиком», т.е. «специализированной организацией» и юридическим или физическим лицом, получателем услуги по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В п. 80 настоящих правил сказано: «80. Исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в следующих случаях:

а) отказ заказчика 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования…».

В этом пункте нашла отражение проблема, с которой столкнулась компания АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в последние годы. Недопуск в жилые помещения для проведения ТО стал в некоторых населенных пунктах Ленинградской области массовым. И этому есть несколько объяснений. Одно из них, самое неприятное и для газовиков и для жителей – наличие в квартире газового оборудования, установленного с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм какой-нибудь фирмочкой «рога и копыта». Кому же хочется признаваться в таком, особенно понимая, что может последовать за обнаружением такого оборудования. Другое – это самоуверенность, помноженная на русский «авось». «У нас все новое и хорошее, сами устанавливали…» — слышат порой сотрудники наших газовых подразделений при попытке провести регламентные работы по ТО газового оборудования. И люди порой не понимают какой опасности они подвергают и себя, и своих близких, и свое имущество.

Постановление Правительства РФ № 410 дает газораспределительной организации большие права, но и накладывает на нее серьезные обязанности.

Основные слова в названии принятых правил – это «обеспечение безопасности». Достичь безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возможно только общими усилиями газовиков и потребителей. Это привычные слова, но трудно найти более подходящий пример соответствия слов действительности.

Использована статья Генерального директора
АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» А. И. Денищица
в областной газете «Вести» от 02.08.2013

Полный текст Постановления № 410 (скачать в PDF)

Правила пользования газом при использовании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования — постановление РФ от 14.05.2013 №410

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. N 410

О МЕРАХ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И СОДЕРЖАНИИ
ВНУТРИДОМОВОГО И ВНУТРИКВАРТИРНОГО ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

2. Министерству регионального развития Российской Федерации:

привести акты, принятые во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», в соответствие с настоящим постановлением;

по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации утвердить в течение 6 месяцев инструкцию по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

3. Федеральной службе по тарифам:

а) утвердить методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

б) представить в течение 3 месяцев в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021, предусматривающих включение платы за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа.

4. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утвердить в течение 6 месяцев правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться методическими рекомендациями, указанными в подпункте «а» пункта 3 настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

1. В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3680; 2011, N 22, ст. 3168):
а) в абзаце первом слова «и газоснабжения» исключить;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.».
2. В Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3635):
а) по тексту слова «договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении» в соответствующем падеже заменить словами «договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» в соответствующем падеже;
б) в пункте 3:
абзац шестой заменить текстом следующего содержания:
«внутридомовое газовое оборудование»:
в многоквартирном доме — являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;
в домовладениях — находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа;»;
после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
«внутриквартирное газовое оборудование» — газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«домовладение» — жилой дом (часть жилого дома) и (или) примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);»;
в абзаце девятом слова «либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы» исключить;
в) в абзаце четвертом пункта 4 слово «индивидуального» исключить;
г) в пункте 8:
в подпункте «а» слово «индивидуального» исключить;
подпункт «ж» после слова «внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
д) в пункте 9:
в подпункте «д» слово «индивидуальных» исключить;
в подпункте «ж» слово «индивидуального» исключить;
подпункт «з» после слова «внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
е) пункт 12 после слова «внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
ж) в подпункте «а» пункта 13 и подпунктах «д» и «ж» пункта 15 слово «индивидуального» исключить;
з) подпункт «к» пункта 21 изложить в следующей редакции:
«к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования»;
и) в подпункте «в» пункта 22 слово «полугодие» заменить словом «год»;
к) пункт 29 после слова «внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
л) в подпункте «г» пункта 33 слово «индивидуальных» исключить;
м) в подпункте «в» пункта 34 и подпункте «в» пункта 35 слово «индивидуального» исключить;
н) подпункт «д» пункта 45 после слова «внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
о) в пункте 47:
подпункт «б» изложить в следующей редакции:
«б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;»;
подпункт «в» после слова «внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
п) в предложении втором пункта 48 и предложении втором пункта 49:
после слов «подключению внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
после слов «обслуживании внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
р) в пункте 51:
предложение первое дополнить словами «, или расходы, связанные с проведением работ по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования»;
предложение второе:
после слов «отключению внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
после слов «обслуживании внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного»;
предложение третье изложить в следующей редакции: «Договор признается расторгнутым со дня отключения внутридомового газового оборудования от газораспределительной (присоединенной) сети либо со дня отключения внутриквартирного газового оборудования от сети, входящей в состав внутридомового газового оборудования, что подтверждается актом об отключении внутридомового или внутриквартирного газового оборудования соответственно от газораспределительной (присоединенной) сети или от сети, входящей в состав внутридомового газового оборудования, подписываемым сторонами с обязательным указанием даты отключения.»;
с) пункт 57 после слова «внутридомового» дополнить словами «или внутриквартирного».
3. В абзацах десятом и двадцать первом пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168; 2012, N 23, ст. 3008; N 36, ст. 4908), слово «природный» исключить.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

3. Пункты 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Решение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2013 г. N АКПИ13-826 (Извлечение) Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее — Правила). ОАО «Р.» обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором (с учетом последующих уточнений) просило признать недействующими пп. 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80 Правил в той мере, в какой содержащиеся в них нормы наделяют исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по трубопроводам. Заявитель указал, что такое правовое регулирование противоречит ст.ст. 1, 49, 421 ГК РФ, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.ст. 1, 3, 5, 7, 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст.ст. 6, 18, 21 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей», а также не согласуется с п. 133 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354. Свои требования он мотивировал тем, что нормы Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов не запрещают иным организациям, не являющимся газораспределительными, заниматься техническим обслуживанием и ремонтом внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Введенные Правительством РФ ограничения приводят к полной монополизации на данном рынке услуг, а также к закрытию отечественных субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на этом рынке, препятствуют дальнейшей деятельности ОАО «Р.», осуществляющего на основании договоров с гражданами и заводами-изготовителями надлежащее техническое обслуживание и ремонт (замену) бытового газоиспользующего оборудования (товара), входящего в состав внутриквартирного газового оборудования. Минрегионразвития России, представляющее интересы Правительства РФ — заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что Правила приняты высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, конкретизируют понятие «специализированная организация», определение которого дано в ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» допускается принятие органами государственной власти актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Решение законодательно закрепить обязанность по выполнению работ, связанных с содержанием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, за газораспределительными организациями было принято в целях обеспечения безопасности граждан, использующих газ для бытовых нужд, с учетом многолетнего опыта этих организаций, а также роста числа случаев, связанных с ненадлежащим техническим обслуживанием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Федеральная антимонопольная служба в письменном отзыве на заявление сообщила, что, по ее мнению, положения Правил, предусматривающие осуществление технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования только газораспределительной организацией, ограничили количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере, привели к устранению с данного рынка услуг определенных хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, что способствует снижению качества предоставляемых услуг в связи с отсутствием конкуренции на указанном товарном рынке. Верховный Суд РФ 10 декабря 2013 г. заявление удовлетворил по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности; коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом; отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). При этом в силу п. 2 ст. 1 названного Кодекса гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Часть 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» прямо запрещает федеральным органам исполнительной власти, иным указанным в этой правовой норме органам и организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, согласно п. 2 ч. 1 данной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Из приведенных законоположений следует, что права хозяйствующего субъекта на осуществление какого-либо вида деятельности могут быть ограничены исключительно на основании федерального закона либо в предусмотренных федеральным законом случаях. Правительство РФ в соответствии с пп. 4, 5 ст. 3 ГК РФ наделено правом принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации; такие постановления не могут противоречить этому Кодексу или иному федеральному закону. Правила приняты на основании ст. 8 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», относящей к полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению. Названный Федеральный закон в ч. 2 ст. 7, раскрывая содержание понятия «газораспределительная система», устанавливает, что организация — собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Однако он не наделяет такую организацию исключительным правом на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и не содержит норм, ограничивающих либо допускающих возможность ограничения при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению прав иных хозяйствующих субъектов на осуществление самостоятельного вида деятельности, связанного с выполнением указанных работ (оказанием услуг). Пункты 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80 Правил в их нормативном единстве предусматривают, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования выполняет и участвует в отношениях, связанных с заключением, исполнением и прекращением договора на выполнение этих работ, исключительно газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования; наделяют газораспределительную организацию правом по собственной инициативе направлять заявку (оферту) заявителю о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, ограничивая перечень случаев, когда потребитель коммунальной услуги может отказаться от заключения данного договора. Таким образом, нормативным правовым актом Правительства РФ хозяйствующие субъекты, не являющиеся газораспределительными организациями, лишены права выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Установление к хозяйствующим субъектам требований, не предусмотренных федеральным законом и необоснованно препятствующих осуществлению их деятельности, привело к ограничению гражданских прав этих хозяйствующих субъектов, устранению конкуренции в соответствующей сфере товарного рынка, лишило потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте указанного газового оборудования. Данный вывод подтверждается и письменными пояснениями Федеральной антимонопольной службы о том, что согласно сведениям, представленным ее территориальными органами, на территории Российской Федерации деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляют 240 хозяйствующих субъектов, из них 62 не являются газораспределительными организациями и лишены возможности продолжать эту деятельность, за истекший период 2013 года поступило 340 заявлений о нарушении газораспределительными организациями антимонопольного законодательства, из них 125 — на действия (бездействие) газораспределительных организаций, связанные с оказанием названных услуг, поступают также жалобы, в том числе от физических лиц, на отказ специализированных организаций в опломбировке приборов учета газа, установленных сторонними организациями. Суд указал, что утверждение представителей заинтересованного лица о том, что оспариваемыми нормами права хозяйствующих субъектов на занятие предпринимательской деятельностью не ограничены, так как они могут продолжать выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования по договорам субподряда, заключенным с газораспределительными организациями, лишено правового основания. Предоставление возможности осуществлять предпринимательскую деятельность только по договору субподряда не устраняет нарушение права хозяйствующего субъекта на осуществление избранного им вида деятельности, существенно ограничивает гражданские права, приобретаемые в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе. Приведенные в возражениях на заявление доводы о том, что решение законодательно закрепить обязанность по выполнению соответствующих работ за газораспределительными организациями было принято в целях обеспечения безопасности граждан, использующих газ для бытовых нужд, и с учетом роста числа несчастных случаев, связанных с ненадлежащим техническим обслуживанием и ремонтом внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, суд не признал обоснованным. Постановление Правительства РФ не является законодательным актом и не может противоречить федеральному закону независимо от того, в каких целях оно принято. Тем более что суду не было представлено в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 249 ГПК РФ доказательств того, что причиной роста числа несчастных случаев является ненадлежащее исполнение своих обязательств не газораспределительными организациями, а иными хозяйствующими субъектами, выполняющими работы (оказывающими услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Ссылку представителей заинтересованного лица на решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2011 г. N ВАС-5234/11 суд отклонил. Предметом проверки по названному делу являлась правовая норма, содержащаяся в другом нормативном правовом акте (п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549), в удовлетворении заявления ООО «П», оспаривавшего этот акт, было отказано по тому основанию, что общество осуществляет техническое обслуживание газоиспользующего оборудования, а действие этих Правил на данные отношения не распространяется. Верховный Суд РФ Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410, в части, ограничивающей гражданские права хозяйствующих субъектов на осуществление вида деятельности, не запрещенного федеральным законом, признал противоречащими требованиям п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 49, ст. 421 ГК РФ, ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и недействующими в этой части со дня вступления решения суда в законную силу. _____________

Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования (внутриквартирного газового оборудования, далее ВКГО) с 01.01.2018г. стало ЕЖЕГОДНЫМ

Правовая основа этой меры — Постановление правительства № 410, принятое 14.05.2013 г.

Согласно последним изменениям Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2017 г. N 1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», договор на обслуживание ВКГО с периодичностью обслуживания 1 раз в год должен быть заключен между каждым собственником жилья и специализированной организацией, которая и будет проверять газоиспользующее оборудование.

Также не стоит забывать, что с 2003г. за состояние газовых плит, водонагревательных колонок, внутриквартирных/внутридомовых отопительных котлов и прочего газоиспользующего оборудования отвечают собственники недвижимости.

Если собственники не хотят заключать договор со специализированными организациями, на них могут быть наложены штрафные санкции органами Государственной жилищной инспекции, а также может быть приостановлена подача газа.

В связи с вступившими в силу поправками в Постановлении №1091 от 09.09.2017г. компания «Регион 750» сообщает, что с 01.01.2018г. техническое обслуживание ВКГО будет проводиться ежегодно.

Увеличение периодичности обслуживания, повлекло за собой неизбежное повышение стоимости договора обслуживания (ранее периодичность обслуживания ВКГО составляла 1 раз в 3 года, за исключением оборудования, которое согласно инструкции завода изготовителя выработало свой ресурс). Так, с нового года стоимость ежегодного технического обслуживания газовой плиты будет составлять 89 рублей 94 копейки в месяц (1079,28руб. в год), а услуга, которая включает в себя ежегодное обслуживание газовой плиты и колонки будет осуществляться исходя из стоимости 209 рублей 88 копеек в месяц (2518,56руб. в год).

Договор на техобслуживание ВКГО с компанией «Регион 750» предусматривает проверку 1 раз в год. При обходе специалист проверяет состояние и работу всего внутриквартирного газового оборудования:

  • газопроводов квартиры или жилого дома,
  • подключенных к газораспределительной сети,
  • газоиспользующего оборудования,
  • приборов учета газа,
  • запорной арматуры.

Подробное описание работ по каждому виду оборудования прописано в договоре.

Во время техобслуживания специалист обязан:

  • предъявить удостоверение, подтверждающее его квалификацию и право проводить газоопасные работы;
  • визуально проверить состояние газопроводов сети газопотребления, газоиспользующего оборудования, состояние окраски и креплений газопроводов сети газопотребления, наличие и целостность футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий;
  • проверить герметичность соединений и отключающих устройств газопроводов и газоиспользующего оборудования;
  • работоспособность и смазку отключающих устройств газопроводов сети газопотребления;
  • проверить наличие тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояние соединительных труб с дымовым каналом в газоиспользующем оборудовании;
  • работоспособность автоматики безопасности газоиспользующего оборудования;
  • разобрать и смазать газовые краны;
  • отрегулировать процесс сжигания газа для всех режимов работы оборудования.

Договор также гарантирует круглосуточное аварийно-диспетчерское обеспечение на основании Соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенным между ООО «Регион 750» и филиалом «Красногорскмежрайгаз» ГУП МО «Мособлгаз».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *