Члены семьи гражданского служащего

Решение № 2-6591/2015 2-6591/2015~М-6366/2015 М-6366/2015 от 3 ноября 2015 г. по делу № 2-6591/2015

Октябрьский районный суд г. Мурманска (Мурманская область) — Гражданское Суть спора: Прочие исковые дела Дело № 2-6591/2015
Принято в окончательной форме 03 ноября 2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
29 октября 2015 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе:
председательствующего – судьи Шуминовой Н.В.,
при секретаре Брагиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васеневой А.И. к Управлению ФСКН России по о признании Сушко Е.Ф. членом ее семьи,
УСТАНОВИЛ:

Васенева А.И. обратилась в суд с иском к Управлению ФСКН России по Мурманской области о признании ее, Сушко Е.Ф. и Васеневой Л.Ф. членами одной семьи.
В обоснование иска указала, что является федеральным государственным гражданским служащим Управления ФСКН России по и имеет право на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Она, ее родители – Васенев И.Ю., Васенева Л.Ф. и родная тетя по матери – Сушко Е.Ф. проживают совместно в , принадлежащей Васеневой Л.Ф. на праве собственности. Решением комиссии Управления ФСКН России по по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ей отказано в постановке на учет на получение указанной субсидии поскольку комиссия пришла к выводу о том, что вселение ее отца в квартиру в ДД.ММ.ГГГГ состоялось с намерением ухудшить жилищные условия, поскольку до вселения его в квартиру у нее отсутствовало право на получение субсидии. Таким образом, при рассмотрении данного вопроса не учитывалось наличие тети как члена семьи ее и ее матери. Однако фактически ее семья состоит из четырех человек, поскольку вместе с ней, ее мамой и отцом также проживает родная тетя – сестра матери – Сушко Е.Ф. На основании изложенного просит признать, что она, ее мать и тетя являются членами одной семьи.
В период нахождения дела в производстве суда истец уточнила свои исковые требования, просила признать Сушко Е.Ф. членом своей семьи.
В судебное заседание истец не явилась, будучи надлежаще уведомлена о слушании дела, составлена телефонограмма, согласно которой истец просит рассматривать дело в свое отсутствие, поскольку находится на учебе в , уточненные исковые требования поддерживает.
Представитель истца — третье лицо по делу Васенев И.Ю. поддержал уточненный иск по основаниям, в нем изложенным. Также поддержал от имени доверителя и от своего имени самостоятельные исковые требования Васеневой Л.Ф. о признании Сушко Е.Ф. членом ее семьи. Пояснил, что Сушко Е.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ проживала в одной квартире с их семьей, по , до этого они ее перевезли в , и она проживала отдельно в квартире по , но состояние ее здоровья явилось основанием для принятия решения о совместном проживании, так как его супруга не хотела отдавать сестру в специализированное учреждение. В связи с этим Сушко Е.Ф. вселялась в квартиру матери истца именно как член ее семьи, а значит, и член семьи Васеневой А.И., учитывая, что на тот момент она еще не родилась. Истец и Сушко Е.Ф. проживают в одной комнате, всю жизнь тетя уделяла большое внимание общению с ней, дочь также заботится о тете, ведется совместное хозяйство. Учитывая, что ФИО4 получает заработную плату, а у тети пенсия по старости и в связи с инвалидностью, траты этих денежных средств осуществляются всей семьей для приобретения продуктов питания, лекарств, предметов домашнего обихода. Истец водит машину, принадлежащую ему, и часто осуществляет перевозки тети в больницу, в библиотеку, по иным надобностям, когда свободна, постоянно общается с ней. Доводы ответчика о том, что вселение состоялось в квартиру не как члена семьи истца, не исключают тот факт, что вселение Сушко Л.Ф. было осуществлено третьим лицом – Васеневой Л.Ф. – собственником квартиры, именно по этому основанию, а истец и Васенева Л.Ф. автоматически являются членами одной семьи, значит, вселение состоялось и как члена семьи истца. Иные доводы стороны ответчика также не могут повлиять на заявленный иск и на самостоятельные требования третьего лица, поскольку и из пояснений ее, и из показаний свидетелей, представленных документов и общей ситуации следует, что все они являются членами одной семьи. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие истца и третьего лица Сушко Е.Ф.

Представитель ответчика – УФСКН России по в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований и самостоятельных требований третьего лица. Полагала, что в данном случае истцом не доказано, что вселение Сушко Е.Ф. состоялось как члена ее семьи, принимая во внимание, что квартира, в которую она была вселена, принадлежит матери истца, заявившей самостоятельные требования, но обосновавшей, что вселение сестры осуществлено именно как вселение члена ее семьи. Ведение общего хозяйства как истцом, так и третьими лицами – Сушко Е.Ф. и Васеневой Л.Ф. также является сомнительным, учитывая, что убедительных доказательств данного обстоятельства суду не представлено. Если исходить из статьи 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, субсидия предоставляется при условии, что госслужащий является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого на одного члена семьи составляет менее кв.м. Пунктом 4 Правил оговорено, что членами семьи госслужащего являются его родители, супруг (супруга) и дети, с условием их совместного с ним проживания. Истец и третье лицо с самостоятельными требованиями ссылаются на тот факт, что Сушко Е.Ф. является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, что также является самостоятельным основанием для предоставления госслужащему субсидии в силу Правил, однако это все равно не снимает обязанности доказать факт вселения Сушко Е.Ф. в качестве члена семьи истца и третьего лица и факт ведения ими общего совместного хозяйства. Кроме того, истец в своей анкете при поступлении на службу не указывала Сушко Е.Ф. в качестве члена своей семьи, что говорит о том, что она либо ее таковой не воспринимает, либо истец просто сообщила недостоверные сведения о себе при поступлении на службу. Полагала необходимым присутствие третьего лица Сушко Е.Ф. в судебном заседании для дачи пояснений в рамках рассматриваемого дела, против рассмотрения дела в отсутствие истца не возражала.
Третье лицо, заявившее самостоятельные требования, – представитель третьего лица Васенева Л.Ф. в судебном заседании поддержала уточненный иск Васеневой А.И. и настаивала на своих самостоятельных требованиях. Пояснила, что она не согласна с позицией стороны ответчика, поскольку Сушко Е.Ф. является ее родной сестрой, она вселяла ее в квартиру именно как члена своей семьи, а в дальнейшем родилась дочь, которая всю жизнь росла на глазах у тети и жила с ней в одной из двух комнат. Сестра в свое время вырастила ее после смерти родителей, будучи старше на лет, а в ДД.ММ.ГГГГ у нее ухудшилось здоровье, в конце-концов ее признали инвалидом группы, она сейчас стоит на очереди в качестве нуждающейся в жилье, поскольку ее заболевание препятствует совместному проживанию, что подтверждается справкой МОПНД. Все эти годы все они жили совместно, сестра, не смотря на свое заболевание, является и, пройдя обучение на различных курсах в терапевтических целях, занималась с истцом в ее школьные годы, вязала и шила для нее, ее кукол, общалась с ее подружками, привила ей любовь к чтению. Истец, став взрослой, в свободное время либо возит их с тетей в больницу, либо ездит в библиотеку за книгами для тети, учитывая, что для сестры выход в люди очень затруднителен, плохо сказывается на ее психо-эмоциональном состоянии. Всю жизнь она сама посвятила себя заботе о сестре, не сдав ее в специализированное лечебное учреждение, что, возможно, благоприятно сказалось на ее здоровье, поскольку приступы у нее не так часты, но существенно затруднило жизнь всей ее семьи, включая и дочь. Тот факт, что дочь при поступлении на службу не указала тетю в числе близких родственников в анкете, не говорит о том, что она не воспринимает тетю таковой и не свидетельствует о сообщении недостоверных сведений. Пенсия Сушко Е.Ф. получается в наличном виде, поэтому представить чеки, прямо указывающие на нее, как на лицо, осуществившее покупку, невозможно, учитывая, что она и не осуществляет походы в магазины, этим занимаются дочь — истец, она или муж. Истец же приобретает продукты и предметы домашнего обихода, поскольку ее заработная плата переводится на карту, то проследить ее траты легче, и все, что она приобретает, тратится на нужды всей живущей совместно семьи, доказать, что холодильник у них в доме один на всех, что все они пользуются теми вещами, что имеются в наличии, на равных правах, если не брать во внимание пояснения свидетелей, просто невозможно, но это так и свидетели это подтвердили. Не возражала против рассмотрения дела в отсутствие истца и третьего лица Сушко Е.Ф., чьим представителем она является, и от которой неоднократно заявлялось о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Третье лицо – Сушко Е.Ф. о слушании дела уведомлена, от ее имени представлены заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с плохим самочувствием, поддержании исковых требований Васеневой А.И. и самостоятельных требований Васеневой Л.Ф. и направлении в ее адрес копии судебного постановления.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание позицию явившихся в судебное заседание лиц, с учетом статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при настоящей явке, не усматривая оснований для признания явки третьего лица Сушко Е.Ф. обязательной.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, третьих лиц, представителя третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, заслушав свидетелей ФИО6, ФИО7, находит исковые требования Васеневой А.И. и самостоятельные исковые требования третьего лица Васеневой Л.Ф. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», а именно – пунктом 4 гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее — единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее — гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты (далее – Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения).
Исходя из подпунктов «б» и «г» пункта 2 Правил Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий является членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров или является членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Пунктом 4 Правил оговорено, что к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В то же время в соответствии со статьей 2 Семейного Кодекса РФ к членам семьи относятся только супруг, родители и дети, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, и другие родственники и иные лица.
Понятие члена семьи (собственника, нанимателя жилого помещения) дано в ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ – к членам семьи собственника (нанимателя) жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Соответственно, данное понятие применимо для установления состава членов семьи лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» разъяснил, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, в частности о том, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Системная взаимосвязь вышеприведенных норм указывает на то, что само вхождение госслужащего, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в состав семьи собственника жилого помещения по праву рождения с учетом его вселения данным собственником как члена своей семьи наравне с иным лицом, также вселенным собственником как членом своей семьи, де факто свидетельствует о том, что вселение последнего состоялось как вселение и члена его семьи.
Судом установлено, что истец Васенева А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее мать Васенева Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее отец Васенев И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и родная сестра матери истца – Сушко Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и совместно проживают в , принадлежащей Васеневой Л.Ф. на праве собственности, что подтверждается материалами дела, и не оспаривается стороной ответчика. Последним также не оспаривается факт того, что Сушко Е.Ф. и Васенева Л.Ф. являются родными сестрами, а Васенева А.И. является племянницей Сушко Е.Ф., своей тети по материнской линии, учитывая представленные суду доказательства.
В соответствии со статьями 56, 59, 67 и 60 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суду представлен оригинал справки МОПНД № от ДД.ММ.ГГГГ года, копия которой находится в материалах дела, согласно которой Сушко Е.Ф. страдает тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире согласно Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, также суду предъявлена справка МСЭ №, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ Сушко Е.Ф. повторно установлена группа инвалидности по бессрочно.
Согласно справке формы 9, Васенева Л.Ф. и Васенева А.И. зарегистрированы в квартире с ДД.ММ.ГГГГ года, а Сушко Е.Ф. – с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, на момент ее регистрации истцу было лет, она являлась несовершеннолетней и ее интересы представляла ее мать, как собственник жилого помещения, осуществившая вселение своей сестры в виду ухудшения состояния здоровья последней в принадлежащую ей квартиру. Соответственно, вселение третьего лица в квартиру, где уже проживала Васенева А.И., лицом, в силу норм Семейного кодекса РФ являвшегося ее законным представителем как своей несовершеннолетней дочери и в настоящее время являющейся членом ее семьи, исходя из пункта 4 Правил, и дальнейшее отсутствие оспаривания данного вселения и пользования Сушко Е.Ф. жилым помещением со стороны второго законного представителя несовершеннолетнего на тот момент истца – Васенева И.Ю., а в дальнейшем и самой Васеневой А.И. указывает на то, что вселение и пользование жилым помещением Сушко Е.Ф. осуществляется и как членом семьи Васеневой А.И. и как членом семьи Васеневой Л.Ф. Доказательств обратного суду не представлено и в судебном заседании не добыто.
Также суд полагает, что в данном случае факт ведения общего хозяйства как истцом, так и третьими лицами нашел свое подтверждение, поскольку суд учитывает особенности семьи Васеневых-Сушко в виду специфики заболевания Сушко Е.Л., которое препятствует последней самостоятельно осуществлять свою социальную жизнедеятельность за пределами жилого помещения. Соответственно, основные траты осуществляются истцом, третьими лицами Васеневым И.Ю. и Васеневой Л.Ф., учитывая, что согласно представленным суду кассовым чекам из магазина истец приобретает продукты питания, количественный и качественный состав которых указывает на то, что они приобретаются на всю семью, также приобретены предметы бытовой техники – мультиварка , блендер , чайник также эксплуатирующиеся всеми лицами, проживающими в квартире, а не отдельно Васеневой А.И., обратное доказательственно не подтверждено. Также и третьим лицом Васеневой Л.Ф. приобретаются вещи, которые в дальнейшем используются остальными членами семьи, в частности, ею приобретен шкаф в комнату, которую занимают ее дочь и сестра, что подтверждается как кредитным договором, так и чеками по его оплате.

Суд учитывает не только данные чеки, пояснения сторон, но и пояснения свидетелей, которые утверждают, что Васеневы и Сушко безусловно являются членами одной семьи. Так, свидетелем ФИО6, пояснено, что она знает семью с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ее дочь училась в одном классе с истцом, на этой почве она познакомилась с родителями истца и ее тетей. По своим впечатлениям полагает, что в данном случае речь идет о семье, поскольку отношения между всеми ее членами являлись и являются доверительными, характеризуются взаимной заботой, уважением друг к другу, с учетом состояния здоровья Сушко Е.Ф. И ФИО4 и ее тетя всегда общались очень близко и доверительно, это было и в детстве и в настоящее время. ФИО4 оказывает помощь тете, хотя в отпуск в последнее время и ездят раздельно, но это вызвано именно здоровьем тети, что побуждает остальных членов семьи чередовать свои выезды, чтобы кто-то постоянно находился с Сушко Е.Ф. Васенева Л.Ф. также оказывает все возможное внимание сестре, всегда рядом, дарят подарки друг-другу, все общее, живут в одной квартире и не разделяют средства, продукты и прочее.
Аналогичные показания дала и свидетель ФИО7, знакомая с семьей с ДД.ММ.ГГГГ также в силу общения ее дочери и истца с детских лет. Кроме того, пояснила, что ФИО4 дружна с тетей, часто возит ее в больницу, заезжает для нее в библиотеку, поскольку Сушко Е.Ф. любит читать. Она рукодельная, поэтому в детстве всегда мастерила что-нибудь для племянницы, ее кукол, дети очень любили приходить в дом. ФИО4 живет в одной комнате с тетей, все в доме общее, все вместе питаются, все приобретается для всех, начиная с продуктов, заканчивая лекарствами и предметами домашнего обихода.
Таким образом, суд находит нашедшим свое подтверждение тот факт, что указанные лица являются членами одной семьи, их семейные отношения характеризуются взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства, оказанием постоянной поддержки и ухода Сушко Е.Ф. как со стороны истца, так и со стороны третьего лица, заявившего самостоятельные требования.
Поэтому доводы стороны ответчика о том, что нет доказательств ведения общего хозяйства, суд находит несостоятельными и вступающими в противоречие с представленными стороной истца и третьими лицами доказательствами, как уже указывалось выше. Также ссылка на отсутствие совместного проведения отпусков рассматривается судом как не учитывающая специфику семьи Васеневых-Сушко, а довод об отсутствии в анкете Васеневой А.И., заполненной ею при поступлении на государственную гражданскую службу, указания на тетю как члена семьи, судом не принимается во внимание, поскольку в этом случае следует исходить из буквального понимания Васеневой А.И. истребовавшейся у нее информации. Согласно графе анкеты, указанию в ней подлежали близкие родственники, состав которых указан конкретно – отец, мать, братья, сестры и дети, а также муж. В анкете отсутствовало требование об указании тетей и дядей по материнской и отцовской линии, поэтому истец не обязана была производить соответствующее указание, соответственно, данная анкета не противоречит позиции истца, а также не свидетельствует о недостоверности сообщенных Васеневой А.И. сведений.
На основании и руководствуясь статьями 56, 60, 67, 167, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Васеневой А.И. к Управлению ФСКН России по , а также самостоятельные требования третьего лица Васеневой Л.Ф. о признании Сушко Е.Ф. членом своей семьи — удовлетворить.
Признать Сушко Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи Васеневой А.И. и Васеневой Л.Ф..
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Шуминова

Суд:

Октябрьский районный суд г. Мурманска (Мурманская область)

Истцы:

ВАСЕНЕВА А.И.

Ответчики:

УФСКН России по МО

Судьи дела:

Шуминова Надежда Викторовна (судья)

Последние документы по делу:

Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ст 20 (ред. от 16.12.2019)

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;

2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

О единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных названным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения (далее – единовременная субсидия) один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлениемПравительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения
определен Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63 (далее соответственно – Правила, Постановление № 63, гражданские служащие).

Комиссия Министерства юстиции Российской Федерации по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее – Комиссия) в своей работе руководствуется Правилами и Порядком формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 марта 2017 г. № 282н, а также Жилищным кодексом Российской Федерации.

По вопросам, связанным с получением единовременной субсидии, гражданский служащий может обращаться в Комиссию.

Правилами не предусмотрена публикация протоколов и решений, принятых
на заседании Комиссии, в связи с тем, что в них содержатся персональные данные гражданских служащих и членов их семей.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Правил Комиссия проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданским служащим
в соответствии с пунктом 6Правил, о наличии условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной субсидии.

Согласно пункту 5 Порядка по решению руководителя федерального государственного органа в территориальных органах федеральных государственных органов формируются территориальные подкомиссии.

С учетом объемов финансирования, выделяемых Минюсту России на эти цели, создание территориальных подкомиссий в настоящее время нецелесообразно.

Законодательством Российской Федерации, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Правилами, Минюст России не наделен правом нормативно – правового регулирования по вопросам предоставления единовременной субсидии.

В соответствии с пунктами 3 и 5 Постановления № 63 Минтруд России наделен полномочиями по утверждению нормативных правовых актов
по предоставлению единовременной субсидии, а также дает разъяснения
по применению Правил.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено установление очередности получения единовременной субсидии.

Понятие «список кандидатов на рассмотрение вопроса предоставления субсидии» законодательство Российской Федерации не содержит.

Вместе с тем пунктом 21 Правил предусмотрено, что Минтруд России формирует и обновляет базу данных гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной выплаты и снятых с этого учета.

Подпунктом «е» пункта 9 Порядка предусмотрено, что Комиссия направляет или выдает гражданскому служащему выписку из правового акта о постановке его на учет для получения единовременной субсидии или снятии его с учета.

На заседании Комиссии рассматриваются все документы, представленные гражданскими служащими в соответствии с пунктом 6 Правил.

Заседание Комиссии и порядок принятия решений регламентирован главой
IV Порядка.

Пунктами 21, 22 Порядка предусмотрено, что заседание Комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей ее членов, решение Комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов.

Вопрос: Будут ли относиться к членам семьи госслужащего лица, указанные в п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.09.2013 N 411 «О предоставлении государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», только при условии совместного проживания с ним, или к членам семьи относятся также раздельно проживающие и не ведущие с ним совместного хозяйства — родители, дети, супруг(а)? Относится ли условие совместного проживания только к супругу(е), или оно также распространяется на детей и родителей госслужащего? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.)

Будут ли относиться к членам семьи госслужащего лица, указанные в п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.09.2013 N 411 «О предоставлении государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», только при условии совместного проживания с ним, или к членам семьи относятся также раздельно проживающие и не ведущие с ним совместного хозяйства — родители, дети, супруг(а)?

Относится ли условие совместного проживания только к супругу(е), или оно также распространяется на детей и родителей госслужащего?

В соответствии с п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, может предоставляться право на единовременную субсидию для приобретения жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых, соответственно, постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.

Правила предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» (далее — Постановление). Субъектам РФ при принятии нормативных правовых актов о предоставлении государственным гражданским служащим субъектов РФ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Правительством РФ рекомендовано учитывать положения данных Правил (п. 8 Постановления).

Так, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.09.2013 N 411 утверждены Правила предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее — Правила), которыми регламентированы порядок и условия предоставления такой субсидии.

Согласно п. 3 Правил единовременная выплата предоставляется государственному гражданскому служащему с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, к которым относятся супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего в порядке, установленном законодательством, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Из содержания приведенной нормы следует, что члены семьи государственного гражданского служащего, которые учитываются при исчислении единовременной выплаты, подразделяются на две категории. Первую категорию составляют лица, которые признаются членами семьи служащего при условии совместного проживания с ним (супруг (супруга), дети, родители). Иными словами, для признания названных лиц членами семьи достаточно наличия родственных отношений в указанной степени родства и установления факта их совместного проживания в жилом помещении. Никакие другие обстоятельства (ведение совместного хозяйства, оказание взаимной материальной помощи и т.п.) не имеют правового значения. При этом временное выбытие указанных лиц из жилого помещения само по себе автоматически не влечет прекращение семейных отношений (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Рязанского областного суда от 09.02.2011 по делу N 33-205).

Вторую категорию образуют лица, которые могут быть признаны членами семьи государственного гражданского служащего. Таковыми являются родственники более отдаленной степени родства (братья, сестры, дяди, тети, бабушки, дедушки, внуки и т.д.), нетрудоспособные иждивенцы, которых он содержит. Однако эти лица приобретают статус члена семьи государственного гражданского служащего лишь при условии, что они вселены в жилое помещение именно в качестве членов его семьи, а не по иному основанию (например по договору найма, безвозмездного пользования) и помимо этого они должны проживать с ним одной семьей, что предполагает ведение общего хозяйства, наличия общего бюджета, совместного несения расходов по содержанию жилого помещения, взаимной материальной помощи и т.д. Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.04.2014 по делу N 33-1919/2014; решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 16.03.2016 по делу N 2-1281/2016; решение Советского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 26.05.2015 по делу N 2-2663/2015, решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 26.08.2013 по делу N 2-3216/2013).

Если перечисленные лица не соответствуют требованиям, установленным в п. 3 Правил, то они не должны приниматься во внимание при исчислении единовременной социальной выплаты. Так, например, Щелковский городской суд Московской области не признал внуков государственного гражданского служащего членами его семьи. При этом суд исходил из того, что внуки проживают совместно с их родителями и находятся на их обеспечении. Ведение общего хозяйства несовершеннолетними не представляется возможным по причине нетрудоспособного возраста детей. Кроме того, несовершеннолетние внуки непосредственно гражданским служащим в жилое помещение не вселялись, поскольку в соответствии с установленным порядком вселение несовершеннолетних детей осуществлялось их родителями. Суд также отметил, что право на единовременную субсидию для приобретения жилья является дополнительной гарантией, которая наряду с основными гарантиями в порядке компенсации ограничительного характера государственной гражданской службы призвана обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы, может предоставляться один раз за весь период гражданской службы при определенных условиях, которые устанавливаются Правительством РФ, и не может рассматриваться как реализация жилищных прав, предусмотренных жилищным законодательством (смотрите решение Щелковского городского суда Московской области от 23.12.2015 по делу N 2-6927/2015).

Таким образом, предоставление субсидии в качестве дополнительной государственной гарантии обусловлено самостоятельным правовым регулированием отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, а также правовым положением (статусом) государственных гражданских служащих, а потому приведенные нормы не могут толковаться расширительно.

К сведению:

Отметим, что законодатель не связывает факт возникновения статуса члена семьи, в том числе и государственного гражданского служащего, с регистрацией такого лица по месту жительства (месту пребывания) в жилом помещении, если при этом он не вселяется в это помещение. То есть сама по себе регистрация не порождает, не изменяет и не влияет на рассматриваемые правоотношения. По этому поводу Пленум Верховного Суда РФ указал, что регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании лица членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Иными словами, регистрация по месту жительства является административным актом и преследует цель миграционного учета граждан, а потому сама по себе не влечет возникновение у зарегистрированного лица права на меры государственной поддержки и гарантии, предоставляемые государственному гражданскому служащему и членам его семьи, в целях обеспечения жильем.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)

27 июля 2004 года N 79-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 25.11.2009 N 269-ФЗ, от 17.12.2009 N 322-ФЗ, от 29.01.2010 N 1-ФЗ, от 14.02.2010 N 9-ФЗ, от 29.11.2010 N 317-ФЗ, от 28.12.2010 N 419-ФЗ, от 27.06.2011 N 155-ФЗ, от 11.07.2011 N 204-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 06.12.2011 N 395-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 295-ФЗ, от 30.12.2012 N 327-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 07.06.2013 N 116-ФЗ, от 02.07.2013 N 149-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.04.2014 N 53-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 31.12.2014 N 509-ФЗ, от 31.12.2014 N 510-ФЗ, от 08.06.2015 N 147-ФЗ, от 13.07.2015 N 262-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 29.12.2015 N 395-ФЗ, от 30.12.2015 N 418-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 02.06.2016 N 176-ФЗ, от 30.06.2016 N 224-ФЗ, от 03.07.2016 N 276-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 01.07.2017 N 133-ФЗ, от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 275-ФЗ, от 28.12.2017 N 423-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 03.08.2018 N 337-ФЗ, от 30.10.2018 N 382-ФЗ, от 11.12.2018 N 461-ФЗ, от 01.05.2019 N 99-ФЗ, от 02.12.2019 N 418-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ, от 13.12.2010 N 358-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 N 25-П, от 15.11.2012 N 26-П, от 06.12.2012 N 31-П, Федеральными законами от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 01.12.2014 N 396-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные термины
    • Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
    • Статья 4. Принципы гражданской службы
    • Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
    • Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов
    • Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы
  • Глава 2. Должности гражданской службы
    • Статья 8. Должности гражданской службы
    • Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
    • Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги
    • Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
  • Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего
    • Статья 13. Гражданский служащий
    • Статья 14. Основные права гражданского служащего
    • Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего
    • Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой
    • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
    • Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
    • Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
    • Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Статья 20.1. Представление сведений о расходах
    • Статья 20.2. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Глава 4. Поступление на гражданскую службу
    • Статья 21. Право поступления на гражданскую службу
    • Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу
  • Глава 5. Служебный контракт
    • Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта
    • Статья 24. Содержание и форма служебного контракта
    • Статья 25. Срок действия служебного контракта
    • Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе
    • Статья 26. Заключение служебного контракта
    • Статья 27. Испытание на гражданской службе
    • Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение
    • Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта
    • Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы
    • Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
    • Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
  • Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта
    • Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
    • Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон
    • Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта
    • Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего
    • Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
    • Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта
    • Статья 39. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта
    • Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации
  • Глава 7. Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа
    • Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего
    • Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации
    • Статья 44. Кадровая работа
    • Статья 44.1. Государственные информационные системы, используемые на гражданской службе
  • Глава 8. Служебное время и время отдыха
    • Статья 45. Служебное время и время отдыха
    • Статья 46. Отпуска на гражданской службе
  • Глава 9. Прохождение гражданской службы
    • Статья 47. Должностной регламент
    • Статья 48. Аттестация гражданских служащих
    • Статья 49. Квалификационный экзамен
  • Глава 10. Оплата труда гражданских служащих
    • Статья 50. Оплата труда гражданского служащего
    • Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа
  • Глава 11. Государственные гарантии на гражданской службе
    • Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих
    • Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Статья 54. Стаж гражданской службы
  • Глава 12. Поощрения и награждения. служебная дисциплина на гражданской службе
    • Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу
    • Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе
    • Статья 57. Дисциплинарные взыскания
    • Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
    • Статья 59. Служебная проверка
    • Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
    • Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
  • Глава 13. Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы
    • Статья 60.1. Ротация гражданских служащих
    • Статья 61. Подготовка кадров для гражданской службы
    • Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего
    • Статья 63. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих
    • Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе
  • Глава 14. Финансирование гражданской службы. Программы развития гражданской службы
    • Статья 65. Финансирование гражданской службы
    • Статья 66. Программы развития гражданской службы
  • Глава 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
    • Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
    • Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
  • Глава 16. Рассмотрение индивидуальных служебных споров
    • Статья 69. Индивидуальный служебный спор
    • Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
  • Глава 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
    • Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *