ФЗ 473 отзывы

Екатерина ПОЛЬГУЕВА:

Содержание

Как жизнь расшифрует ТОРы?

Ровно год назад Государственная дума приняла Федеральный закон Российской Федерации №473-ФЗ О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) в Российской Федерации .

Он был подписан президентом Путиным 29 декабря 2014 года и тогда же опубликован. Название документа не слишком внятное, как обычно и бывает с подобными документами, но на слух, скорее, оптимистичное. Все же речь идет не просто о развитии, но даже об опережающем.

Между тем именно этот закон вызвал ряд крайне негативных откликов, в начале 2015 года проходили круглые столы, появлялись публикации, авторы которых утверждали:

ФЗ №473 о ТОРах, по существу, является актом национального предательства. Теперь появилась возможность юридически безупречно просто продать огромные российские территории иностранцам для коммерческой деятельности. Причем что и как они будут делать на этих территориях, окажется вне государственного контроля.

Появились и возражения: мол, незачем нагнетать ситуацию, а все опасения, а тем более обвинения совершенно безосновательны.

Но слишком серьезны эти опасения, чтобы оставлять их без внимания. Сложилось впечатление, что суть закона действительно хотят замолчать. Об этом же говорит и время, когда он был принят.

В России уже давно сложилась практика, что сомнительные, разрушительные, антинародные законодательные инициативы стремятся протащить под шумок заканчивающейся сессии парламента, праздников и т.п. (Вспомним хотя бы вступление в ВТО или реформу РАН).

Вот и на сей раз мы можем иметь дело как раз с таким случаем. Ну кому захотелось бы разбираться в юридической казуистике перед самым Новым годом! Вот и депутаты, даже оппозиционные, шума не подняли . А потом, как говорится, поезд ушел.

И тем не менее тема эта остается на слуху. Что же такое ТОРы по формальному статусу? Это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др. ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов (по факту иностранных), заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет (вся биография СССР укладывается), срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия 12 лет). Заявку на создание ТОРа может подать руководство любого субъекта РФ, тогда как перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при которой действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или не применении) процедуры свободной таможенной зоны.

Такие оценки дает закону Юрий Болдырев:

Преступление совершено. Если 20 лет назад, когда протаскивали соглашение о разделе продукции, сначала Совет Федерации, а потом Дума, депутаты которой воспротивились, несмотря на все давление, сейчас таких сил не оказалось. Утверждения, что наша власть не имеет стратегии, сказки, стратегия однозначная с абсолютной преемственностью тем самым лихим 90-м . Главная задача все сдать долгосрочно кому-нибудь. И обставить это долгосрочными соглашениями на 30 50 70 лет. Чтобы международное, а уже не только российское право стояло на защите олигархата. А дальше сплошная подмена понятий. Например, опережающее социально-экономическое развитие . Какое отношение этот закон вообще имеет к социально-экономическому развитию? Социально-экономическое развитие в современном мире это Новосибирский Академгородок, это Арзамас, это куст научно-академических институтов. В этом же законе идет речь о введении, по существу, тех или иных форм диктатуры для того, чтобы вытаскивать из земли те или иные ресурсы или осуществлять промышленные процессы, которые слишком дороги и экологически невыгодны в другом месте и на других условиях. Никаких других оснований что-то делать на этой территории в принципе нет. Морально это преступление перед народом, реализация программы паразитирования на чем угодно. То есть ничего не созидать, но все сдать в аренду. Это и реализация программы плановой замены населения .

***

Недавно по электронной почте в газету пришел видеоролик. Доцент, доктор технических наук Ю.С. Рыбников перед, судя по всему, молодежной аудиторией разбирает ФЗ №473. Там определения звучат еще более жесткие, чем у Болдырева.

Они открывают наши территории для преступников любого уровня… У коренных жителей будут отбирать землю. Это еврофашизм в чистом виде, уничтожение коренных народов. И я обращаюсь к вам: опомнитесь! Вы даже не представляете себе, что у вас будут рубли, а все иностранцы в ТОР будут жить на доллары. Вы думаете, просто так опустили рубль?..

говорит Рыбников, комментируя разные положения закона.

Особенную тревогу вызывает следующее.

Статья 17: Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предусматривает: льготные арендные ставки; приоритетное подключение к инфраструктурам; освобождение от уплаты таможенных сборов; освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога.

В статье 18: Особенности трудовой деятельности у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития содержались такие положения:

Получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется .

Приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности… на территории опережающего социально-экономического развития выдаются без учета квот на их выдачу, установленных Правительством Российской Федерации .

В статье 28: Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд утверждалось :

Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании .

Вот какие оценки этим положениям дает Кирилл Мямлин (Институт высокого коммунитаризма):

В РФ на отдельных территориях фактически упраздняется право собственности, земля и имущество будут изъяты у российских владельцев для создания и развития объектов инфраструктуры , а проживать в ТОРах могу иностранцы, причем в неограниченном количестве и на протяжении десятилетий (повторимся, срок, на который создают ТОР, 70 лет!). При этом (см. статью 17 о налоговых и прочих льготах) бюджету России практически ничего не достается .

Изначально планировалось, что таким образом будут привлекаться инвестиции в освоении территории Сибири и Дальнего Востока . Но что и кем будет осваиваться?

Очевидно, недра, леса, земля, которые, по существу, выводятся в ТОРах из-под федерального законодательства и даже де-юре престают быть госсобственностью! Не работают на этих территориях и законы о трудовой деятельности и гражданстве,

что и может привести, как выразился Болдырев, к замене населения. Тем более в Сибири и на Дальнем Востоке есть и другие способы сдачи территорий. Хотя бы та долгосрочная аренда КНР сельхозземель, о которой Совесткая Россия неоднократно писала.

***

Все это наветы! заявляют так называемые охранители. На сайте Будущее России будущее мира даже появилась статья-разбор таких наветов под характерным заголовком Вранье вокруг особых экономических зон (http://consensus-patrum.ru/vrane-vokrug-osobyx-ekonomicheskix-zon/). Анонимный автор даже не разобрался в том, что ТОРы не являются особыми экономическими зонами , но выводы делает безапелляционные:

При создании таких зон и разработке законопроекта был учтен опыт деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких, как Южная Корея, Китай, Сингапур… Так что плохого в том, что и русский Дальний Восток пойдет по тому же пути? Чтобы наши предприниматели могли вложить деньги в экономику России, при этом имели возможность вести бизнес без бюрократических и коррупционных препон. Думается, что это важная для России вещь не только экономически, но и политически, ведь, помимо экономики и рабочих мест, этот проект значительно увеличит население в тех регионах России, где сегодня слишком низкая плотность населения.

Вероятно, поэтому враги России запускают такую дезинформацию, чтобы взывать недовольство людей нужным для нашей страны проектом… Поэтому не будем вестись на эти истерики, ведь очень уж любят врать наши дорогие всёпропальщики (от словосочетания всё пропало ) и раздувать информационные мифы вокруг нужных для страны проектов .

Собственно, единственный довод разоблачителя. Он открыл вариант закона, опубликованный в Российской газете , и не нашел самых скандальных положений ни в статье 18, ни в статье 28. Ну а раз их там нет, значит, критики всё наврали и вообще агенты Госдепа , мешающие России подниматься с колен, торгуя собственными территориями.

Однако все это, мягко говоря, не так. Такие формулировки статей не измышлены агентами Госдепа , они слово в слово содержались в проекте закона, разработанном правительством Медведева еще за месяц до его принятия. Но после критики, дабы вывести себя из-под удара, власть решила убрать с видного места наиболее скандальные пункты. Именно с видного места , а не вообще чтобы наивные и неискушенные в юридических тонкостях успокоились, а у властных пропагандистов появился железный аргумент против врунов . На самом деле концепция ни на йоту не поменялась, закон просто размазали по нескольким законодательным актам.

Уже 31.12.2014, сразу вслед за ФЗ №473, был принят ФЗ №519 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации . И вот там-то все разработки обнаруживаются в целости и сохранности!

Показателен и перечень отдельных законодательных актов , в которые внесены изменения ради обеспечения деятельности ТОРов. Это Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный и Лесной кодексы, а также федеральные законы: о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ; о местном самоуправлении; о приватизации; об обязательном страховании; об иностранцах; о лицензировании; об экологической экспертизе; о таможенных отчислениях и др.

И закон этот действует уже почти 9 месяцев (с 30.03.2015) За это время создано девять ТОРов на территориях Амурской области, Хабаровского края, Приморья, Якутии и Чукотского автономного округа

(в первые три года они могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов).

Пока они, что называется, в процессе становления . Но уже понятно, что региональные и федеральные власти, мягко говоря, не намерены афишировать деятельность инвесторов, в распоряжение которых поступят лакомые куски российской территории зачастую с развитой инфраструктурой. Так,

1-й заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов не захотел уточнить, что за инвесторы будут работать в ТОР Комсомольск (расположен в черте городов Комсомольск-на-Амуре и Амурск), отделавшись репликой: Деньги любят тишину .

В тишине, впрочем, нуждаются исполнители и самого разного рода темных дел. Так что кто стал фактическим хозяином российских городов, земель, лесов, предприятий, а то и местных жителей, мы можем узнать слишком поздно.

А ведь эти инвесторы-хозяева приходят совсем не на голую и пустую землю, где надо начинать с нуля.

Например, в состав ТОРа Хабаровск входит не что-нибудь, а Хабаровский аэропорт.

Одно дело просто иностранный инвестор, а другое дело инвестор, действующий, по существу, вне российской правовой системы.

А ведь аэропорт это стратегически важный объект, да еще на столь непростой окраинной территории.

Удивительно ли, что к этому аэропорту проявляет внимание японская компания Sojitz Corporation? А ведь до Японии, которая не скрывает своих территориальных претензий к России, от Хабаровска куда ближе, чем до Москвы. Так, шаг за шагом можно потерять контроль сначала над стратегическими объектами, а потом и над самими территориями.

***

После своего визита в Китай (где речь об особых российских территориях и китайском участии в их освоении также заходила) Дмитрий Медведев посетил приморский населенный пункт Большой Камень. Там расположен завод по ремонту подводных лодок Звезда . Премьер очень торопил с созданием десятого ТОРа именно здесь и удивлялся: куда подевались с уникального предприятия, созданного в 1946 году, специалисты. В советские времена было 12 тысяч, сейчас осталась лишь третья часть.

А что же удивительного после приватизаций, конверсий, реформ последних двух десятилетий? Их целями также объявлялось промышленное развитие. Итогом же стали развал и уничтожение зачастую целых отраслей.

Что касается Звезды , то пока речь идет об отечественных инвесторах. Но кто помешает прикарманить лакомую оборонку иностранцам, если и это предприятие окажется в узаконенной зоне вне российской юридической системы?

Особый интерес представляет самый большой к настоящему времени из ТОРов Беринговский , в Анадрыском районе Чукотки. Это 6 млн га, или почти 10% территории Чукотского автономного округа (седьмого по величине из субъектов РФ).

Естественно, австралийской компании Tigers Realm Coal Ltd понадобилась не вечная мерзлота, а

каменный уголь, запасы которого здесь превышают 1 млрд тонн. И закон о ТОРах такой, что позволит ей присвоить не только доходы от российских недр, но и согнать (при необходимости) немногочисленное местное население, представителей коренных народов, с их земли. Между тем на Чукотке в целях государственной безопасности действует особый пограничный режим.

Но и это не стало препятствием для создания здесь ТОРа с иностранным инвестором. А если вдруг станет, думается, и пограничным режимом, и безопасностью государства легко пожертвуют.

Понятно, что это только самое начало пробный, что называется, камень. Но

если процесс не остановить, то российская земля с ее богатствами и жителями может просто уйти на сторону. Сибирь и Дальний Восток это более 60% территории России. Но напомним, менее чем через три года ТОРы могут появиться где угодно по заявлению главы любого региона.

А о том, как российские губернаторы (да и другие представители власти) умеют организовывать весомые откаты и создавать преступные сообщества, прекрасно известно на примере того же экс-губернатора Сахалина и бывшего главы Коми. Так что ТОРы легко превратятся в торги.

Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (А. В. Белицкая, 2016)

Статья 6. Наблюдательный совет территории опережающего социально-экономического развития

В комментируемой статье предусмотрено создание специального субъекта, который наделен управленческими полномочиями. Данный субъект назван наблюдательным советом и включает в себя представителей федеральных и региональных государственных органов, муниципальных органов, а также управляющей компании, профсоюзов и объединений работодателей.

Часть 1 комментируемой статьи определяет цели создания наблюдательного совета ТОСЭР, которые практически полностью совпадают с целями создания аналогичного специального органа в ОЭЗ (п. 4 ст. 7 Закона об ОЭЗ) и СП Владивосток (ст. 7 Закона о СП Владивосток). Такими целями являются: координация деятельности и контроля над выполнением соглашения о создании ТОСЭР; содействие в реализации проектов резидентов ТОСЭР, проектов иных инвесторов; рассмотрение и утверждение перспективных планов развития ТОСЭР, осуществление контроля над реализацией этих планов. Дополнительными целями создания наблюдательного совета ТОСЭР, по сравнению с целями создания наблюдательного совета ОЭЗ, являются оценка эффективности ее функционирования и решение вопроса об определении доли иностранных работников, привлекаемых резидентами ТОСЭР, что, формально говоря, может означать как предоставление дополнительных льгот по квоте, так и возможность ограничения доли иностранных работников, хотя, конечно, очевидно, что речь будет идти о льготах. СП Владивосток определяет максимальную долю иностранных работников, привлекаемых резидентами свободного порта.

Осуществление трудовой деятельности иностранными работниками на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Закон о правовом положении иностранных граждан), который содержит ряд ограничений по возможности осуществления такой деятельности в виде квотирования для привлечения иностранных работников, определенного режима выдачи разрешений и оформления приглашений на въезд на территорию Российской Федерации. Предоставление дополнительных квот, а также специальный режим выдачи разрешений и оформления приглашений на въезд на территорию Российской Федерации являются важной особенностью режима предпринимательской деятельности в ТОСЭР и, следовательно, важным полномочием наблюдательного совета ТОСЭР.

Части 2 и 3 комментируемой статьи определяют количественный и качественный состав наблюдательного органа ТОСЭР, который в конечном итоге утверждается уполномоченным федеральным органом.

По количеству состав членов наблюдательного совета не должен превышать 10 человек. При этом в него входят представители:

1) уполномоченного федерального органа;

2) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) иных государственных органов;

4) исполнительно-распорядительного органа муниципального образования;

5) управляющей компании;

6) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей.

Последние наделены правом принимать участие в решении вопросов о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом ТОСЭР.

В комментируемой статье также отмечается, что для участия в заседаниях наблюдательного совета могут приглашаться представители резидентов ТОСЭР.

К сожалению, немногочисленный состав наблюдательного совета не исключает возможности использования коррупционных схем, которые позволят принимать субъективные решения. Отметим, что члены наблюдательного совета вознаграждения за осуществление своей деятельности в нем не получают.

Часть 4 комментируемой статьи указывает, что полномочия наблюдательного совета ТОСЭР устанавливаются положением о наблюдательном совете, утвержденным уполномоченным федеральным органом, аналогично положению о наблюдательном совете ОЭЗ. Такое положение утверждено Приказом Минвостокразвития России от 27 февраля 2015 г. № 20 «Об утверждении положения о наблюдательном совете территории опережающего социально-экономического развития».

Назвать наблюдательный совет влиятельным контрольным органом вряд ли возможно, т. к. полномочия, предоставленные ему согласно комментируемому Закону, носят, скорее, совещательный характер. Однако нельзя не отметить его две чрезвычайно важные функции, а именно, по определению доли иностранных работников и оценки эффективности функционирования Территории.

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (последняя редакция)

29 декабря 2014 года N 473-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 03.07.2016 N 252-ФЗ, от 05.12.2017 N 371-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 31.12.2017 N 486-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 26.07.2019 N 254-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава 2. Создание и прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 4. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 5. Прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития
  • Глава 3. Управление территориями опережающего социально-экономического развития
    • Статья 6. Наблюдательный совет территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 7. Уполномоченный федеральный орган
    • Статья 8. Управляющая компания
    • Статья 9. Особенности владения, пользования, распоряжения объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 10. Обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 11. Особенности деятельности дочерних обществ управляющей компании
  • Глава 4. Правовое положение резидентов территории опережающего социально-экономического развития и особенности осуществления ими деятельности на территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 12. Общие условия деятельности резидентов территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 13. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 14. Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности
    • Статья 15. Изменение и расторжение соглашения об осуществлении деятельности
    • Статья 16. Последствия прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности
    • Статья 17. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития
  • Глава 5. Особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 18. Особенности осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 19. Особенности осуществления медицинской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 20. Особенности осуществления образовательной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 21. Особенности правового регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства), рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
  • Глава 6. Особенности осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов Фонда социального страхования Российской Федерации на территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 22. Осуществление полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами Фонда социального страхования Российской Федерации на территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 23. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемые на территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 24. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 25. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития
  • Глава 7. Меры по созданию и развитию территорий опережающего социально-экономического развития
    • Статья 26. Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с размещением объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 27. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 28. Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд
    • Статья 29. Особенности резервирования земельных участков
    • Статья 30. Особенности установления сервитута в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
    • Статья 31. Особенности размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития на землях лесного фонда
  • Глава 8. Об особенностях создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, а также отдельных мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа
    • Статья 32. Цели создания и условия функционирования институтов развития Дальнего Востока
    • Статья 33. Отдельные меры государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа
  • Глава 9. Особенности создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах)
    • Статья 34. Порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)
  • Глава 10. Заключительные положения
    • Статья 35. Переходные положения
    • Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области специального строительства»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

Статья 1

Статья 2

Статья 3

Статья 4

В части 2 статьи 7 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6336) слова «инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и» исключить.

Статья 5

Часть 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2016, N 27, ст. 4160, 4245, 4292) изложить в следующей редакции:

«5. Государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» — «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» — «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.».

Статья 6

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений части 2 статьи 7 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2017 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Россия – страна, не имеющая дефицита земли. Но есть проблема ее неравномерного заселения, когда отдельные города переполнены людьми, а огромные пространства остаются неосвоенными. Территории опережающего социально экономического развития призваны улучшить ситуацию, привлекая бизнес в малонаселенные местности налоговыми льготами и прочими преференциями.

Территория опережающего экономического развития: что это

Данная территория – это зона с определенным льготным режимом для предпринимателей и инвесторов, решившихся вести бизнес в пределах ТОР (территория опережающего развития так называется сокращенно). Она охватывает не целые субъекты Российской Федерации, а их части, список которых утверждает Кабмин.

Перечень ТОР не является закрытым (неизменным). Правительство уполномочено добавлять в него дополнительные зоны, принимая соответствующие постановления. То есть, территории опережающего развития, имеющиеся в России, не перечислены в одном документе, а указываются в отдельных нормативных актах – по мере того, как Кабмин присваивает этот статус тому или иному территориальному пространству.

В постановлениях Правительства о создании привилегированных «кластеров», в частности, указываются:

  • ТОРы (территории опережающего развития) и их границы;

  • виды экономической деятельности, попадающей под льготный режим (в пределах данной ТОР);

  • минимальная сумма инвестиций, которую должны вложить в свой бизнес-проект резиденты территории опережающего социально экономического развития, и т.д.

Закон о ТОР № 473-ФЗ от 29.12.2014 вступил в силу спустя три месяца – 29 марта 2015 года. Согласно его переходным положениям, первые три года с момента, как заработал закон, ТОР разрешалось создавать в границах:

  • либо Дальневосточного федерального округа;

  • либо моногородов с тяжелой экономической ситуацией.

Однако весной 2018 года данное ограничение было снято, и география ТОР заметно расширилась, о чем свидетельствует их список, приведенный в конце статьи.

Федеральный закон о территориях опережающего развития: ключевые положения

Правовым актом установлено, что ТОР по решению Правительства образуется на длительный срок — 70 лет, и он может быть продлен (п. 1 ст.3 закона № 473-ФЗ). Досрочно прекратить ее существование Кабмин вправе в случаях:

  • если созданная территория опережающего развития небезопасна для жизни и здоровья россиян, окружающей среды или культурного наследия;

  • если это необходимо для обеспечения обороноспособности страны;

  • если в течение 3-х лет после образования ТОР на данной территории не было подписано ни одного соглашения с резидентом, или все ранее заключенные договоры стороны расторгли.

Согласно закона № 473-ФЗ (ст.2), резидент территории опережающего развития – это ИП или коммерческие организации, заключившие соглашение о ведении деятельности в границах определенной ТОР. Среди них не могут оказаться унитарные предприятия – муниципальные и государственные.

Резиденты ТОР включены в специальный реестр и наделены особыми преференциями. Какими именно, закон 473-ФЗ о территориях опережающего развития перечисляет в ст.17. В частности, инвесторы вправе рассчитывать на льготы:

  • по уплате налогов – от полного освобождения до пониженной ставки;

  • по таможенным и административным процедурам;

  • по арендной плате;

  • по первоочередному присоединению к объектам инфраструктуры, и т.д.

Закон 473-ФЗ о территориях опережающего развития не содержит четкого перечня льгот для резидентов. Их конкретный объем прописан в иных федеральных и региональных законах. Например, преференции по налогам закреплены в Налоговом кодексе РФ:

Льготы по налогу на имущество устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

29 декабря 2014 года N 473-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ТЕРРИТОРИЯХ
ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Глава 2. Создание и прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Статья 4. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 5. Прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития

Глава 3. Управление территориями опережающего социально-экономического развития

Статья 6. Наблюдательный совет территории опережающего социально-экономического развития

Статья 7. Уполномоченный федеральный орган

Статья 8. Управляющая компания

Статья 9. Особенности владения, пользования, распоряжения объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 10. Обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 11. Особенности деятельности дочерних обществ управляющей компании

Глава 4. Правовое положение резидентов территории опережающего социально-экономического развития и особенности осуществления ими деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 12. Общие условия деятельности резидентов территории опережающего социально-экономического развития

Статья 13. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития

Статья 14. Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности

Статья 15. Изменение и расторжение соглашения об осуществлении деятельности

Статья 16. Последствия прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности

Статья 17. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Глава 5. Особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием территории опережающего социально-экономического развития

Статья 18. Особенности осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития

Статья 19. Особенности осуществления медицинской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 20. Особенности осуществления образовательной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 21. Особенности правового регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства), рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

Статья 22. Осуществление полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами Фонда социального страхования Российской Федерации на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 23. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемые на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 24. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории опережающего социально-экономического развития

Статья 25. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития

Глава 7. Меры по созданию и развитию территорий опережающего социально-экономического развития

Статья 26. Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с размещением объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 27. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 28. Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд

Статья 29. Особенности резервирования земельных участков

Статья 30. Особенности установления сервитута в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

Статья 31. Особенности размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития на землях лесного фонда

Глава 8. Об особенностях создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, а также отдельных мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

Статья 32. Цели создания и условия функционирования институтов развития Дальнего Востока

Статья 33. Отдельные меры государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

Глава 9. Особенности создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах)

Статья 34. Порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)

Глава 10. Заключительные положения

Статья 35. Переходные положения

Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *