Обжаловать постановление пристава в суде

Содержание

Как обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя — порядок действий и образцы заявлений

Постановления судебного пристава выносятся с целью начала определённых действий, например, возбуждения производства, ареста имущества и так далее. Однако, по мнению участников производства и третьих лиц, такие действия могут быть незаконными или необоснованными. Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя реализуется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», в частности, статьями 121–128.

Когда возможно оспаривание

На любое постановление сотрудника ФССП может быть подана жалоба. Обратиться за защитой своих прав может как непосредственный участник производства, так и третье лицо, которое считает, что его законные права нарушаются. Например, если арест накладывается на имущество, фактически находящееся у нового собственника, который считает, что его права нарушены.

На практике, основания обращения могут быть самими разными:

  • пристав вынес постановление, которое прямо нарушает действующее законодательство;
  • в постановлении имеются формальные ошибки или противоречия;
  • исполнение постановления нарушает законные права и интересы третьего лица.

Подать заявление может лицо, чьё право нарушено вынесением постановления, а также его законный представитель.

Ссылка на документ: Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве»

Как обжалуется постановление

Порядок обжалования будет зависеть от выбранного способа. Есть два стандартных варианта:

  1. Подача заявления в вышестоящий орган.
  2. Передача жалобы в суд.

В соответствии со статьёй 121 № 229-ФЗ, некоторые типы постановлений не могут быть обжалованы через вышестоящий орган. Обязательно потребуется обращение в суд. Так, постановление о взыскании исполнительского сбора может быть отменено только в судебном порядке, так же как и постановление главного судебного пристава.

Нажмите для увеличения изображения

Статья 122 № 229-ФЗ определяет срок, в течение которого жалоба должна быть подана. Так, по общему правилу, срок исчисляется с момента вынесения постановления и составляет 10 суток. Если лицо, чьё право нарушено, не знало и не могло знать о вынесении документа, то срок исчисляется с момента его уведомления.

Нажмите для увеличения изображения

Обжалование в порядке подчинённости

Порядок обжалования через вышестоящий орган определяется в статье 123 № 229-ФЗ:

  • постановление исполнителя или заместителя старшего пристава подаётся на имя старшего специалиста, то есть на имя непосредственного руководителя отделения;
  • постановления старшего пристава обжалуются через руководителя региона;
  • постановление главного пристава субъекта обжалуется через главного пристава РФ.

Форма и содержание такой жалобы определяются на основании статьи 124 № 229-ФЗ. Требования к документу следующие:

  • бумага составляется в письменном виде;
  • к документу прилагается доверенность, если он подписывается или подаётся представителем лица, либо иной документ, который подтвердит полномочия представителя;
  • к жалобе прилагаются все необходимые для её рассмотрения документы;
  • документ должен быть подписан.

В жалобе обязательно указываются следующие сведения:

  • реквизиты заявителя;
  • данные судебного пристава, который вынес постановление, которое обжалуется, а также самого документа;
  • основания для обжалования документа;
  • требования заявителя.

Если при рассмотрении жалобы приставу потребуются дополнительные сведения или документы, специалист, который рассматривает жалобу, может их запросить.

Скачать заявление об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя (образец/бланк)

Причины отказа в удовлетворении

Статья 125 № 229-ФЗ содержит причины для отказа в удовлетворении жалобы на постановление судебного пристава:

  • постановление касается взыскания исполнительного сбора;
  • документ касается оценки стоимости имущества;
  • нарушены сроки, которые не были восстановлены в установленном порядке;
  • не соблюдены требования, касающиеся формы и содержания жалобы;
  • данный вопрос обжаловался в судебном порядке, было вынесено решение;
  • обжалуются действия иных лиц, не являющихся сотрудниками ФССП.

Вышестоящий орган должен вынести решение об отказе в рассмотрении жалобы в срок, не превышающий трое суток с даты поступления ему жалобы. Отказ в рассмотрении также может быть обжалован, либо в вышестоящий орган, либо в суд.

Прочтите: Как оспорить решение суда по кредиту

Обжалование в судебном порядке

В соответствии с пунктом 1 статьи 128 № 229-ФЗ, обжалование может производиться через суд общей юрисдикции и через арбитражный суд, в зависимости от лица, которое жалобу подаёт и иных обстоятельств. Так, заявление подаётся в арбитражный суд в следующих случаях:

  • постановление касается листа, выданного арбитражным судом;
  • постановление касается организации или лица, которое ведёт предпринимательскую деятельность;
  • постановление иным способом связано с предпринимательской деятельностью.

В остальных случаях жалоба подаётся в суд общей юрисдикции.

Содержание жалобы, подаваемой в судебном порядке

Жалоба, которая подаётся в суд, составляется примерно так же, как и жалоба в вышестоящий орган. Она должна содержать:

  • наименование суда, в который подаётся заявление, а также его адрес;
  • реквизиты заявителя (ФИО, название фирмы, адрес, реквизиты);
  • данные отделения приставов, а также самого специалиста, который вынес обжалуемое постановление;
  • информация о постановлении, которое обжалуется;
  • суть жалобы, а также основания для обжалования документа, причины отмены постановления.

В конце также указывается требование и ставится дата с подписью. При необходимости прикладываются документы, подтверждающие позицию заявителя.

Скачать административное исковое заявление о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя (образец/бланк)

Отличие судебного процесса в том, что он производится с вызовом сторон в заседание. Каждый сможет дать развёрнутое объяснение своей позиции, а также предоставить дополнительные документы и доказательства.

При рассмотрении дел судами, применяются стандартные процессуальные правила, но с учётом особенностей, установленных № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Например, срок рассмотрения дела составляет десять суток с даты поступления жалобы.

Практические особенности

На практике, обжалование в судебном порядке представляется более эффективным, чем через вышестоящий орган. Однако каждую ситуацию следует рассматривать индивидуально.

Довольно часто суть жалобы касается несоответствия реальных действий тексту постановления. Во время подачи жалобы пристав может подготовить всё недостающее и предоставить при рассмотрении вопроса. Это освободит его от ответственности (при условии, что всё будет выполнено правильно), но также «пойдёт на руку» и заявителю.

Жалоба может быть подана не только участником производства, но и третьим лицом, но только тогда, когда его права прямо нарушаются.

Частый пример – опись имущества, которое на момент данного действия принадлежало иному лицу. Если был наложен арест, то снимать его придётся в исковом порядке, то есть через суд.

Подведём итоги

Обжалование постановления пристава производится через вышестоящий орган или через суд. Каждый вариант имеет свои особенности, преимущества и недостатки. В любом случае у участника исполнительного производства или у третьего лица имеется возможность защиты своих законных прав и интересов. Срок всегда составляет десять дней, а текст жалобы должен содержать реквизиты сторон и суть конфликта.

Прочтите: Переуступка права требования долга между юридическими лицами

Федеральной службой судебных приставов выпущена информация, разъясняющая вопросы подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России в порядке Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ), применения мер процессуального принуждения, прекращения производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, производства по административным делам о вынесении судебного приказа.

ИНФОРМАЦИЯ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В 2015 году процессуальное законодательство Российской Федерации претерпело значительные изменения.

Так, 15.09.2015 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

КАС РФ установил новый вид административного судопроизводства, в рамках которого судами обеспечивается защита нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Кроме того, 17.11.2015 Пленумом Верховного Суда Российской Федерации утверждено постановление N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — Постановление), которым разъяснены в том числе отдельные процессуальные вопросы применения КАС РФ при рассмотрении судами административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

Согласно пункту 1 Постановления судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке административного судопроизводства по нормам главы 22 КАС РФ или по нормам главы 24 АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.

В целом порядок судебного разбирательства по административным делам в рамках КАС РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц не является принципиально новым.

Большинство процессуальных положений КАС РФ, начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов, заимствованы из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

КАС РФ учтены также и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Вместе с тем, КАС РФ закрепил ряд процессуальных новелл.

Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений.

Ранее согласно ГПК РФ в качестве сторон выступали заявители и заинтересованные лица. В настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик (статья 38 КАС РФ).

Необходимо отметить, что некоторые процессуальные институты, введенные КАС РФ, вызывают на практике ряд трудностей.

Рассмотрим некоторые из них.

Подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

Статьей 6 Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена часть 1 статьи 22 КАС РФ.

Изменения коснулись правил определения подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

До внесения изменений КАС РФ указывал, что подсудность дел названной категории определяется по месту исполнения своих обязанностей должностными лицами.

После внесения изменений в часть 1 статьи 22 КАС РФ подсудность стала определяться по месту нахождения органа, в котором должностные лица исполняют свои обязанности.

Таким образом, в настоящее время административные исковые заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа ФССП России или ФССП России соответственно.

Аналогичные правила подсудности содержатся в АПК РФ.

В то же время анализ практики судов по применению положений статьи 22 КАС РФ показал, что суды определяют подсудность указанной категории дел по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей, поскольку часть 2 статьи 22 КАС РФ содержит правило, согласно которому в случае несовпадения места нахождения органа государственной власти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов.

При этом, как следует из положений частей 4 и 10 статьи 30, частей 6 и 7 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.

С учетом изложенного, на наш взгляд, подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России будет определяться судами общей юрисдикции по месту исполнения должностных обязанностей лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются в суде.

Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

КАС РФ установлен образовательный ценз для представителей в судах по административным делам.

Так, согласно статье 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование.

Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Таким образом, в случае, если от имени должностного лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, выступает работник аппарата территориального органа ФССП России, предъявление в суд документов о наличии у данного работника высшего юридического образования обязательно.

Вместе с тем, если должностное лицо, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, само осуществляет судебную защиту, указанному лицу не требуется представлять в суд документы о наличии у него высшего юридического образования, поскольку такие требования могут быть предъявлены только к его представителю.

Лица, участвующие в делах об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

КАС РФ определил круг лиц, участвующих в административных делах об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица госоргана или государственного служащего.

Так, к участию в административном деле в обязательном порядке привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности указанные лица (часть 2 статьи 221 КАС РФ).

В нашем случае — это территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель.

Аналогичная позиция высказана Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления.

Дополнительно Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что при удовлетворении требования заявителя об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей судебные расходы могут быть возмещены за счет указанного территориального органа ФССП России.

В настоящее время участились случаи взыскания судами судебных расходов, связанных с оспариванием постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, со структурных подразделений территориальных органов ФССП России или ФССП России.

Вместе с тем, структурные подразделения территориальных органов ФССП России не являются юридическими лицами и не могут самостоятельно отвечать по требованиям о взыскании с них судебных расходов.

На наш взгляд, судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения названных споров в отсутствие данных о надлежащем извещении территориальных органов ФССП России, обязательность привлечения которых императивно установлена положениями статьи 221 КАС РФ, подлежат отмене, поскольку в этих случаях судами принимаются решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Меры предварительной защиты по административному иску

Главой 7 КАС РФ введен новый процессуальный институт мер предварительной защиты по административному иску.

Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению сходны с мерами по обеспечению иска в гражданском процессе.

Согласно статье 85 КАС РФ основаниями для принятия судами мер предварительной защиты являются:

— существование явной опасности нарушения прав и законных интересов административного истца до принятия решения по административному делу;

— невозможность (затруднительность) защиты прав и законных интересов административного истца без принятия таких мер.

В качестве мер предварительной судебной защиты суд вправе:

— приостановить действие оспариваемого постановления в части, относящейся к административному истцу;

— приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (статья 223 КАС РФ).

Порядок приведения в исполнение определения суда об отмене мер предварительной защиты КАС РФ не определен.

Пункт 13 Постановления касается вопросов приостановления действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты, однако не разъясняет порядок возобновления указанного постановления в случае, когда меры предварительной защиты отменяются судом.

В этой связи возникают вопросы о том, когда могут быть возобновлены ранее приостановленные постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены судом мер предварительной защиты.

Из положений статьи 89 КАС РФ следует, что судьба мер предварительной защиты напрямую зависит от результатов рассмотрения судом самого административного иска.

Так, в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

При отказе судом в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда (часть 3 статьи 89 КАС РФ).

Таким образом, возобновление ранее приостановленных судом постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены мер предварительной защиты возможно, по нашему мнению, только после вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении административного иска.

Аналогичные правила изложены в статье 96 АПК РФ.

Меры процессуального принуждения

Глава 11 КАС РФ наделила суд широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства.

КАС РФ пополнил арсенал суда новыми мерами процессуального принуждения, под которыми понимаются действия суда, применяемые к нарушителям порядка.

Так, предусмотрены две новые меры процессуального принуждения: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение этого участника слова (статья 118 КАС РФ) и обязательство о явке (статья 121 КАС РФ).

Например, ограничение выступления может применяться, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к этому делу, а лишение слова — когда участник самовольно нарушает последовательность выступлений или двукратно не исполняет требования суда.

Обязательство о явке определено как письменное обязательство своевременно являться по вызову суда на заседание и незамедлительно сообщать о перемене места жительства или места пребывания.

Такие обязательства суд может брать только у лиц, которые должны участвовать в судебном разбирательстве в силу закона (например, представители государственных органов) либо участие которых признано судом обязательным.

К лицу, которое не исполнило данное обязательство, могут быть применены привод и наложение судебного штрафа (часть 3 статьи 121 КАС РФ).

Также необходимо отметить, что в отличие от норм статьи 168 ГПК РФ, согласно которым привод может применяться только к свидетелю, повторно не явившемуся в судебное заседание, статья 120 КАС РФ допускает применение привода не только в отношении свидетелей, но и в отношении сторон административного дела.

Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.

Упрощенное (письменное) производство по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

Главой 33 КАС РФ предусмотрена возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства в определенных случаях.

Аналогичный порядок рассмотрения дел предусмотрен главой 29 АПК РФ.

Например, согласно статье 291 КАС РФ административные дела могут быть рассмотрены судами в порядке упрощенного производства, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие не является обязательным, также в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей и в иных случаях.

Особенностью указанного вида производства является рассмотрение административных дел без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований (статья 292 КАС РФ).

Примирение сторон в административных делах

Согласно статье 137 КАС РФ примирение сторон возможно при соблюдении определенных условий. Так, примирение может касаться только прав и обязанностей сторон как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно только в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Ранее ГПК РФ также содержал положения, устанавливающие права сторон окончить дело мировым соглашением (статья 39 ГПК РФ).

Вместе с тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации высказал позицию о невозможности заключения мирового соглашения сторонами в делах, возникающих из публичных правоотношений (пункт 27 постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Это связано с тем, что, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, в случаях оспаривания постановлений, действий (бездействия) госорганов, их должностных лиц, государственных служащих судом проверяется их законность, поэтому на решение данного вопроса не могут повлиять те или иные договоренности между заявителем и заинтересованным лицом.

Несмотря на вступление в силу КАС РФ, актуальность приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации сохраняется и в настоящее время.

В то же время следует отметить, что законодательство об исполнительном производстве Российской Федерации предусматривает иные механизмы урегулирования споров.

Так, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» наделяет главных судебных приставов территориальных органов ФССП России, а также старших судебных приставов правом отменять или изменять не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения должностных лиц территориальных органов ФССП России (пункт 2 статьи 9 и пункт 2 статьи 10).

Необходимо отметить, что заключение мирового соглашения в интересах Службы предусмотрено Положением об организации работы по судебной защите интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, утвержденным приказом ФССП России от 11.01.2016 N 1 (пункт 5.1).

Вместе с тем, данный порядок применяется только в рамках рассмотрения судами исковых заявлений, вытекающих исключительно из материально-технического направления деятельности Службы, и не связан с оспариванием постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

Требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалоб

КАС РФ значительно, по сравнению с ГПК РФ, ужесточил требования к содержанию и форме процессуальных документов.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 299 КАС РФ лицо, подающее апелляционную жалобу, обладающее государственными или иными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалоб и приложенных к ней документов заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Несоблюдение указанных требований является основанием для оставления апелляционной жалобы без движения и последующего ее возвращения в случае невыполнения указания судьи о предоставлении доказательств направления другим лицам (статья 300 КАС РФ).

Так, суды отдельных субъектов Российской Федерации (например, Кировской области), применяя положения статьи 299 КАС РФ, требуют представить не только доказательства направления копий апелляционной жалобы, но и доказательства вручения лицам, участвующим в деле, указанных документов.

Несомненно, критерии оценки таких способов будут формироваться судами еще длительное время.

Принятие и рассмотрение судами административных исковых заявлений, содержащих требования о взыскании убытков и компенсации морального вреда

Поскольку КАС РФ действует незначительный период времени и в настоящий момент отсутствуют разъяснения судов высших инстанций по применению многих его положений, важное значение, с точки зрения практического применения КАС РФ, имеет для Службы названное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 17.11.2015.

Несмотря на детальное регламентирование отдельных процессуальных вопросов, Постановление в ряде случаев допускает их расширительное толкование.

Необходимо отметить, что до вступления в силу КАС РФ складывалась отрицательная для Службы судебная практика рассмотрения в рамках одного процесса так называемых «смешанных» исков, содержащих требования административного и искового характера.

В то же время положениями главы 25 ГПК РФ (в настоящее время главы 22 КАС РФ) и 24 АПК РФ предусмотрен специальный порядок разрешения административных дел.

Например, срок для обжалования решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет десять дней со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Общий срок исковой давности по требованиям имущественного характера составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На практике заявители, пропустившие десятидневный срок для обжалования, предъявляют в пределах общего срока исковой давности исковые требования о взыскании убытков, содержащие требование об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

В связи с тем, что срок общей исковой давности не истек, суды принимают к производству названные исковые заявления и рассматривают их, несмотря на пропуск истцами специального срока, установленного процессуальным законодательством для оспаривания действий (бездействия) должностного лица.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации поддержал в Постановлении приведенную практику судов.

Так, пункт 1 Постановления содержит разъяснение о том, что в случае, если от разрешения требований об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Прекращение производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

Правовую неопределенность в практику применения положений КАС РФ, на наш взгляд, внес пункт 9 Постановления, согласно которому отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.

При этом положениями части 2 статьи 194 и части 2 статьи 225 КАС РФ прямо предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца.

Введение КАС РФ названных положений позволило ряду территориальных органов ФССП России увеличить эффективность применения мер, направленных на урегулирование спора, путем отмены оспариваемых постановлений должностных лиц данных территориальных органов ФССП России.

Указанное связано с тем, что одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям статьи 227 КАС РФ является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов.

В случае же отмены вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, нарушающего права и законные интересы заявителя, пропадает предмет административного спора, что является основанием для прекращения судом производства по делу.

Необходимо отметить, что в настоящее время практика прекращения судами производства по административным делам в связи с отменой вышестоящим должностным лицом ФССП России оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, с учетом указанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не сложилась.

Производство по административным делам о вынесении судебного приказа

Вступивший в силу в сентябре 2015 года КАС РФ на сегодняшний день уже претерпел изменения.

Так, Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ КАС РФ дополнен новой главой 11.1 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа» (указанные изменения вступают в силу 06.05.2016).

Данной главой вводится упрощенная форма административного судопроизводства по имеющим бесспорный характер административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций — судебный приказ.

Предусмотрено, что дела о вынесении судебного приказа отнесены к компетенции мировых судей. В целом процедура рассмотрения схожа с ранее действовавшей упрощенной формой судопроизводства.

Следует отметить, что, в отличие от ГПК РФ, на контрольный орган возлагается обязанность вручения гражданину копии заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов.

Полагаем, что эта норма будет гарантировать соблюдение прав должника в приказном производстве, поскольку дает возможность заявить возражения до вынесения судебного приказа.

Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Правовое управление

По информации КонсультантПлюс

Как обжаловать действия судебного пристава исполнителя — порядок действий и образцы заявлений

Гражданин, не согласный с решениями, принимаемыми судебным исполнителем, может подать жалобу. Законодательно закреплён строгий порядок подачи и рассмотрения подобных обращений.

Правовые основания

Любой человек может в судебном порядке отстаивать свои интересы. Это право включает возможность оспаривания законности правовых актов, принятых государственными органами. Такое положение закреплено в статье 46 Конституции РФ.

Действия служащих ФССП регламентированы законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. Порядок обжалования постановлений судебных приставов-исполнителей (СПИ), действий или бездействия регламентирован главой 18 указанного нормативного акта.

При рассмотрении таких обращений судами общей юрисдикции применяются нормы КАС РФ.

Алгоритм действий

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно путём подачи искового заявления или обращения к вышестоящему руководству. В первом случае гражданину придётся оплатить госпошлину, готовить документ в соответствии с требованиями, установленными ГПК РФ.

При направлении жалобы в порядке подчинённости установлены более лояльные требования. Например, гражданину не нужно прилагать документы, подтверждающие обоснованность требований. Оспаривание проходит заочно – нет необходимости посещать заседания.

Также человек может передать своё обращение самому приставу, действия которого обжалуются. Должностное лицо направляет документ лицу, которое будет непосредственно заниматься рассмотрением жалобы.

Ещё один вариант – заявление в прокуратуру. Этот орган создан для надзора за соблюдением законодательства всеми государственными органами.

Гражданин самостоятельно выбирает, как обжаловать действия пристава. Если сначала обращение было направлено руководству судебного исполнителя, а потом человек подал иск в суд, то рассмотрение первого документа приостанавливается (ст. 126 Закона № 229-ФЗ).

На подачу обращения у заинтересованного лица есть 10 дней (ст. 122 № 229-ФЗ). Если указанный срок пропущен, то решения пристава не могут быть оспорены. Исключение – существуют объективные обстоятельства, помешавшие гражданину вовремя узнать о нарушении его прав или подать документы. Тогда гражданин должен заявить ходатайство о восстановлении срока. Просьба рассматривается вместе с направленной жалобой.

Срок считается с определённых событий:

  1. Дата вынесения незаконного постановления.
  2. День выявления факта бездействия пристава. Например, гражданин обратился к приставу за информацией об произведённых для исполнения решения суда действиях. Когда был получен
  3. Дата совершения действия, нарушающего права заявителя.
  4. День, когда гражданину должно было стать известно о нарушении его прав. Например, человек передал имущество в пользование должнику, а ФССП наложила на собственность арест.

Если срок подачи обращения пропущен, гражданин не лишается права подавать жалобы в прокуратуру. Этот государственный орган имеет право в любое время выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

Рассмотрение обращения

Для судов и должностных лиц ФССП установлен срок принятия решений по жалобе в 10 дней. В Законе № 229-ФЗ не установлены случаи, когда разбирательство может длиться дольше. Исключение – гражданин не представил при подаче жалобы необходимые документы, и чиновник запросил у него эти бумаги.

В порядке подчинённости невозможно обжаловать действия или постановления судебного пристава, которые касаются:

  • принудительного взыскания сбора за действия сотрудников ФССП;
  • результатов оценки арестованной собственности должника, которая была проведена компетентным специалистом.

Обращение заинтересованного лица не рассматривается в следующих случаях:

  • прошло больше 10 дней с момента принятия обжалуемого постановления, совершения незаконных действий;
  • по рассматриваемому вопросу вступило в силу решение суда;
  • гражданин не выполнил требования, установленные в статье 124 Закона № 229-ФЗ;
  • жалоба касается решений, принятых должностным лицом, не работающим в ФССП.

Отказ направляется заявителю в течение 3 дней с даты подачи обращения. Указанные решения могут быть оспорены у вышестоящего руководства или в суде.

Принятие решения

Должностное лицо ФССП исследует обращение гражданина, затребует документы у пристава, занимающегося конкретным исполнительным производством. Решение по жалобе может быть следующего характера:

  • установлено, что пристав своими действиями нарушил закон, определены меры, с помощью которых выявленные нарушения будут устранены;
  • неправомерное постановление отменено в части или полностью;
  • отмена решения пристава и принятие нового правового акта;
  • отмена постановления с указанием исполнителю относительно дальнейших действий.

Дополнительно руководитель может привлечь пристава к дисциплинарной ответственности.

Решение, принятое по жалобе, направляется исполнителю. Оно вступает в силу в течение 10 дней с момента принятия.

Составление обращения

Образец жалобы включает в себя следующие данные:

  • наименование государственного органа, должность лица, которому направляется обращение;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • реквизиты исполнительного документа, дата возбуждения производства по нему;
  • Ф.И.О. пристава, действия или бездействие которого обжалуется;
  • описание нарушений, которые были совершены должностным лицом, со ссылкой на нормативные акты;
  • если происходит обжалование постановления, то следует указать его реквизиты;
  • требования автора обращения;
  • перечень приложений;
  • подпись, фамилия заявителя, его инициалы.

Обращаться с жалобой может гражданин, права которого были непосредственно затронуты действиями исполнителя. Если человек не фигурирует в деле как должник или кредитор, следует указать, почему он считает, что его интересы затронуты.

Обращение в суд

Иск должен быть направлен в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Заявление оформляется по следующему шаблону:

  • наименование государственного органа, куда направляется документ;
  • Ф.И.О. заявителя, адрес проживания;
  • данные ответчика (Ф.И.О. пристава, должность, адрес подразделения ФССП);
  • данные заинтересованного лица, например, должника;
  • информация об исполнительном производстве (когда возбуждено, суть требования и т.д.);
  • описание действий (или бездействия) пристава, которые не устраивают заявителя;
  • указания, какие именно права заинтересованного лица были затронуты;
  • ссылки на законодательство;
  • ссылка на статью 121 Закона № 229-ФЗ и на статью 220 КАС РФ;
  • суть требований заявителя;
  • перечень письменных доказательств;
  • подпись, фамилия и инициалы гражданина.

Дополнительно можно затребовать приостановления решения пристава.

Образец заявления:

Суд исследует иск и принимает решения с учётом норм КАС РФ. Сроки рассмотрения обращения ограничены 10 днями на основании норм статьи 122 Закона № 229-ФЗ.

Чтобы обжалование постановления судебного пристава исполнителя или бездействия указанного служащего прошло успешно, следует внимательно следить за работой должностного лица. Часто граждане боятся бюрократической волокиты и пропускают сроки подачи обращений по поводу неисполнения приставами своих обязанностей.

Обжалование исполнительного производства в 2019 году: советы юриста

Рассказываем, как самостоятельно обжаловать и оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства.

Что такое исполнительное производство?

В первую очередь необходимо разобраться с терминологией. Итак, что такое «исполнительно производство» с точки зрения закона?

В российском законодательстве под этим термином понимается заключительная стадия гражданского процесса, в которой реализуется судебный акт, вынесенный в защиту права или интереса взыскателя.

Иными словами, основная цель любого исполнительного производства — взыскание денег с должника законными методами.

Обратите внимание! В 2019 году возбудить такое производство может только судебный пристав-исполнитель.

В каких случаях можно оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

Если вы не согласны с постановлением о возбуждении исполнительного производства (например, в документе присутствуют серьезные фактические ошибки), у вас есть право обжаловать соответствующее производство.

Однако при этом необходимо помнить о сроках и порядке обжалования постановлений должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

В какой срок можно обжаловать исполнительное производство в 2019 году?

В соответствии с положениями ст. 126 Федерального закона «Об исполнительном производстве» каждая жалоба (в том числе, и жалоба на возбуждение исполнительного производства) должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней с момента ее поступления в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Обжалование исполнительного производства в 2019 году?

Как и любая другая официальная претензия, ваша жалоба на возбуждение исполнительного производства должна быть составлена в письменной форме и подписана заявителем. Требования к содержанию этого документа также регламентированы законом.

В частности, в ст. 124 уже известного нам ФЗ об исполнительном производстве говорится, что в жалобе обязательно должны быть указаны:

  • ФИО судебного пристава-исполнителя, которые вынес постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • ФИО и место жительства заявителя;
  • Основания, по которым обжалуется указанное постановление судебного пристава-исполнителя;
  • Требования лица, подавшего жалобу;
  • Дата составления жалобы;
  • Список прилагаемых документов (вы можете использовать любые документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в вашей жалобе).

Обратите внимание! Если вы сомневаетесь, что сможете подготовить жалобу на исполнительное производство самостоятельно, у вас всегда есть возможность обратиться за бесплатной помощью к нашим юристам. Среднее время ожидания ответа — 15 минут.

Куда подается жалоба на постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

По общему правилу жалоба на постановление сотрудника ФССП подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот сотрудник. Как найти информацию о нужном вам должностном лице? В этой ситуации на помощь может прийти онлайн-сервис «Реестр отделов судебных приставов» на официальном сайте службы.

Также вы может воспользоваться услугами центра телефонного обслуживания ФССП России: 8 800 250 39 32 (звонок бесплатный).

Как правильно подать жалобу на постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

На сегодняшний день жалоба на исполнительное производство может быть подана несколькими способами:

  • На личном приеме у старшего судебного пристава;
  • Через канцелярию территориального отдела ФССП;
  • По почте — заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • В электронном виде — с помощью интернет-приемной службы судебных приставов.

Требования к электронной жалобе в Федеральную службу судебных приставов:

  • Размер электронного обращения не может превышать 4 тыс. символов;
  • К жалобе могут быть приложены несколько документов в форме .doc .docx .pdf .gif .zip и т.д.;
  • Размер каждого такого прикрепленного файла не должен превышать 5 МВ.

Какое решение может быть принято по жалобе на возбуждение исполнительного производства в 2019 году

Как уже было сказано выше, установленный законом срок рассмотрения жалобы на исполнительное производство в 2018 году составляет 10 дней. За это время старший судебный пристав должен внимательно изучить ваше обращение. Если доводы, указанные вами, будут признаны обоснованными, то в кратчайшие сроки будет принято решение об отмене постановления (полностью или частично). Также старший пристав может признать действия своих подчиненных неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *